Итоги выборов президента в ракурсе экспертов

Представители власти, политических и общественных объединений и депутаты парламента на круглом столе в медиа-центре «Ир» обсудили итоги президентских выборов в Южной Осетии, отметили плюсы и минусы выборного законодательства и приняли итоговое заявление.

Прорехи югоосетинского законодательства

Ведущий мероприятия – лидер партии «Фыдыбæстæ» Вячеслав Гобозов отметил, что для него нынешние президентские выборы были беспрецедентными, хотя он участвовал практически во всех выборных кампаниях Южной Осетии.
«В очередной раз Южная Осетия доказала, что делает выбор самостоятельно. Эти выборы дали нам больше пищи для анализа, по сравнению с предыдущими. И, в первую очередь, показали, какие громадные прорехи существуют в югоосетинском законодательстве. До недавнего времени эти прорехи маскировались путем негласных договоренностей и т. д. Я специально анализировал все эти моменты, и пришел к выводу, что в первых избирательных законах этих прорех не было, хотя сами законы были проще», – отметил он.
Гобозов предположил, что прорехи появлялись вследствие лихорадочного изменения избирательных законов к выборам, и так как в республике несколько избирательных законов, каждый раз изменения вносились в один закон и забывали привести другой закон в соответствие с ним.

«И наоборот. Причем во многом сегодняшние прорехи появились после первого парламента и первых принятых законов. И чтобы каждый раз не наступать на одни и те же грабли, необходимо разобраться с законодательством и сделать его максимально простым. Через два года в Южной Осетии пройдут парламентские выборы, и чтобы опять не столкнуться с подобными проблемами, необходимо именно сейчас привести в соответствие все выборные законы. Лично я сторонник создания одного избирательного кодекса, в котором будет минимальное и четкое количество условий, при которых того или иного кандидата можно было снять с выборной гонки. Нужно убрать, в том числе и все вопросы, становящиеся причиной скандала, и носят субъективный момент. Выборы показали серьезную деградацию института президентства, который тоже требует тщательного анализа, так как с этим институтом президентства и избирательным законодательством все дальше и дальше заходим в тупик».

Карт-бланш на свободу действий

Инал Санакоев, профессор, кандидат политических наук, заведующий кафедрой политологии и социологии ЮОГУ, отметил, что пока находится в процессе обдумывания и анализа итогов выбора.
«Говорить о выборах можно долго, но выделю несколько интересных ситуаций. Первое: уже третий раз президент останавливается на одном сроке. По каким-то причинам, к концу первого срока президентский рейтинг начинает настолько падать, что у него практически не остается никаких шансов продолжить работу. Второе: после выборов 2017 года партия «Единая Осетия» приходит в исполнительную власть, председателем Верховного суда назначается член из партии. Сложилась уникальная ситуация: все три ветви власти контролируются одной политической силой. Соответственно произошла сверхмонополизация политической власти в руках одной политической силы. И в плане политологического анализа, имея такую монопольную власть – это определенный карт-бланш на свободу действия», – считает политолог.
По его мнению, за этот период, имея такой мощный политический ресурс во всех сферах власти, нужно было выстроить такую политику, чтобы к концу президентского срока у тебя был сумасшедший рейтинг. Однако, продолжил он, все произошло с точностью наоборот.

Неотвратимость наказания

Глава информационно-аналитического управления администрации президента Юрий Вазагов сделал небольшой исторический экскурс выборного процесса в Южной Осетии, вспомнил, что в 2006 году во главу угла были вопросы общенациональной значимости, к которым тогдашняя власть и оперировала. По его словам, во всех трех других случаях наблюдалась другая картина, никто из лидеров не смог выдвинуть вопросы, которые бы привели к определенной мобилизации или активизации общества вокруг идей, имеющих общенациональный характер.
«Решение же «местечковых» проблем затрагивает только отдельные сегменты общества и не может в целом настолько повысить рейтинг, чтобы решить вопрос второго срока. Ну и еще вопросы субъективного характера. Все упирается в эффективность госаппарата, в систему государственной власти на всех уровнях. Если нам не удастся повысить ее действенность, ее возможность справляться с решением запросов граждан и существующих проблем, картина будет такой же. Нужны темы, задачи, вопросы, которые вовлекут в процессы более широкие слои общества, и соответственно люди, которые смогут эти направления отрабатывать», – подчеркнул он.
Продолжая тему монополизации власти, Инал Санакоев добавил, что этот феномен встречается не только в Южной Осетии, но и в других странах. «Другое дело – в тех странах эти ветви власти работают по принципу сдержек и противовесов. И когда одна ветвь власти начинает превышать полномочия, другие ее грубо осаживают. У нас же система сдержек и противовесов, мягко говоря, работает не очень хорошо. И, чтобы справляться с ситуацией чрезмерной концентрации власти, необходимо систему активизировать, а если это невозможно сделать, нужно придумать какой-то противовес. Может быть, для этого, стоит возродить Стыр Ныхас, причем не в плане декоративной организации, а как реально действенной, независимой», – отметил Санакоев.
Эту идею поддержали не все участники диалога, некоторые озвучили конкретные аргументы его неэффективности. Депутат Давид Санакоев предложил перейти к более действенным методам. При этом он считает, что нельзя делить людей по политическим предпочтениям – «на чибировских, кокоевских, тибиловских и бибиловских».
«Я считаю, что каждый человек, независимо от занимаемой должности должен соблюдать закон, а те, кто нарушает его, должны отвечать по всей строгости. Люди должны чувствовать неотвратимость наказания, иначе ничего не изменится», – сказал Санакоев.
Начальник управления внутренней политики администрации президента Мурат Ванеев пояснил, что если анализировать не только избирательное законодательство, но и т.н. политическое, в нем прослеживается тенденция антидемократических норм, направленных на максимальное использование административного ресурса в угоду тех или иных лиц. «И когда говорим о совершенствовании законодательства, нужно четко определиться – что именно мы хотим видеть в этом законодательстве», – отметил он.
Касаясь системы сдержек и противовесов, Ванеев уточнил, что этот механизм можно сделать, не создавая дополнительных институтов гражданского общества, так как уже существуют политические партии.
«В Конституции написано, что единственным источником власти является народ. И у этого народа возможность влиять на власть появляется один раз – во время выборов депутатов и президента. Все! Как только объявляются официальные результаты, народ уже ни на что не влияет. И потому должно быть императивное право, население должно иметь возможность отзывать депутата и расширить условия, при которых досрочно прекращаются полномочия президента, хотя бы как «неэффективное руководство». И эти предложения я не отношу к конкретному лицу», – пояснил представитель администрации президента.
Ванеев согласился с необходимостью принципа неотвратимости наказания, но, по его мнению, надо параллельно создавать условия для работника, разработать защитные механизмы и обеспечить баланс властей.

Подвели итоги

В завершении диалога участники круглого стола приняли итоговое заявление, в котором говорится:
«8 мая 2022 года в Южной Осетии состоялся второй тур выборов Президента, в результате которых новым главой Государства Алания подавляющим большинством голосов избран Алан Гаглоев. Искренне поздравляем Алана Эдуардовича с избранием на этот высший государственный пост и от всей души желаем ему успехов в его будущей работе на благо народа нашей страны.
Мы выражаем глубокое удовлетворение результатами голосования. Считаем, что прошедшие президентские выборы в очередной раз показали всему миру, что Республика Южная Осетия – Государство Алания состоялось как независимое, правовое, демократическое государство. Наш народ вновь доказал – никакие попытки влияния извне, применения грязных политических избирательных технологий и методов, беспрецедентного использования административного ресурса и другие действия, выходящие за правовые рамки, не помешают ему сделать свой самостоятельный выбор. Новому Президенту А. Гаглоеву достается нелегкое наследство. Страна находится в состоянии системного кризиса, кризисные явления имеются практически во всех сферах общественной жизни. Очевидно и то, что народ Южной Осетии недвусмысленно проголосовал за кардинальные перемены, строгое соблюдение законности и решительное обновление власти.
B связи с этим, мы полностью поддерживаем неоднократно высказанную в ходе избирательной кампании позицию избранного Президента страны о необходимости масштабной поэтапной реформы государственно-правовой системы страны, направленной в сторону децентрализация и деконцентрации власти; создания эффективных государственных и общественных механизмов, исключающих нарушения прав человека, в том числе, со стороны правоохранительных органов; формирования реальной системы сдержек и противовесов. Глубоко убеждены, что только внесение таких кардинальных изменений в нашу политическую систему, является единственным эффективным вариантом выхода из ставшего уже перманентным системного кризиса. В связи с этим, мы призываем Алана Гаглоева в оптимальные сроки после вступления в должность Президента ГА начать процесс выработки, согласования и проведения соответствующих реформ. Со своей стороны заявляем о готовности к конструктивному сотрудничеству с новым Президентом на основе принципов демократии, правового государства, уважения и соблюдения прав и свобод граждан».
Алена ДЖИОТЫ