О вреде современных гаджетов и интернет-зависимости
Психолог, доцент кафедры психологии и педагогики ЮОГУ Индира Габулова раскрыла проблему интернет-зависимости. Она рассказала о причинах возникновения психологических и физических последствиях длительного времяпровождения в интернете, влиянии одной из разновидностей зависимого поведения на наше общество и о другом.
По ее словам, интернет зависимость – психическое расстройство, проявляющееся желанием постоянно находиться в режиме онлайн, знать о происходящем и все время смотреть обновления форумов, соцсетей. Это болезнь, сопровождающаяся абсолютно выраженной симптоматикой, позволяющей распознать зависимость, и, соответственно принять меры, которые могут предупредить плачевные последствия этого состояния. Как уточнила психолог, существует несколько видов интернет-зависимости, но речь пойдет об интернет-серфинге – постоянном поиске информации, не несущей для зависимого человека никакого смысла, цели и даже дохода – просто привычка. Но процесс занимает много времени и приводит к перегрузке ненужной информацией, что в результате становится причиной снижения или полной утраты продуктивности человека.
«Виртуальное общение – наиболее распространенная проблема, заключающаяся в потребности постоянного общения. Но процесс коммуникации человека происходит не с глазу на глаз, а в чатах, соцсетях, сайтах, форумах знакомств и т.д. Печально, виртуальное общение постепенно замещает и полностью вытесняет коммуникацию в реальной жизни. Человек не проходит социализации, он не знает жизнь, для него истина последней инстанции – все, что творится на сайтах и в соцсетях. А ложная информация всегда нас ведет по ложным путям. Конечно, в соцсетях тоже не вся информация ложная, но основная ее часть.
«К сожалению, значительная часть югоосетинского населения «живет» в соцсетях – это смертельно опасно, причем в прямом смысле. Потому что самое страшное последствие виртуального общения – это необратимая умственная деградация, как и при дистанционном обучении детей. Мы понимаем, что при онлайн уроках куда-то деваются детские шалости: ударить портфелем по спине, потянуть за косичку, посидеть пошушукаться. А ведь все это и есть социализация – когда ребенок живет реальной жизнью и понимает: что он делает, что ему за это будет и как себя вести. Социализация населения – необходимый процесс, чтобы человек развивался нормально. А виртуальное общение происходит иначе, там преобладает иллюзия», – подчеркнула она.
Человек «живя» в интернете теряет бесценное время, обворовывая себя и свои возможности, наносив еще и вред своему организму обездвиженностью. У интернет-зависимых людей, отметила психолог, разлаженное сознание – это не люди, они не умеют мыслить, критически анализировать, не умеют подвергать верификации любую информацию, т.е. критичность мышления и адекватность восприятия человека пропадают. «Но мы не кошки и собачки, чтобы жить только рефлексами. Мы мыслящие существа и, если наше мышление будет нарушено только потому что у нас интернет-зависимость, то нам и война не нужна, мы вымрем», – сказала она.
Интернет-зависимость влияет на психику человека
Как отметила Габулова, интернет-зависимость надо распознать как можно быстрее и лечить. Человек знакомится с виртуальной сетью, формирует собственный стиль интернет-общения, позволяющий «компенсировать» ему «недостаток информации и реального общения», а на самом деле это иллюзия, и получается замкнутый круг. Со временем болезнь становится очевидной, признаки ярко выражены и переходят в хроническую форму. Первый характерный симптом – просыпаясь утром, приоритетность выхода в интернет, в соцсети. Постоянство таких мыслей, по словам психолога, приводит к изменению психоэмоционального состояния, и сопровождается эмоциональным подъемом или же депрессивным состоянием.
«Все это проявляется внутренним конфликтом, далее переходящим в межличностные противоречия, а это – реальное психическое расстройство. Интернет-зависимость, как психическое расстройство впервые описано в 1995 г. психиатром Айвеном Голдбергом. Он сравнивает новый вид зависимости со злоупотреблением психоактивными веществами, отмечая, что такая зависимость равносильна наркотической и алкогольной зависимости, табакокурению и игромании. Они все одинаково влияют на психику человека.
А физические симптомы интернет-зависимости формируются при достаточно длительном нахождении перед монитором, телефоном и со временем переходят в хронические формы – сколиоз, онемение пальцев, атрофия мышц кисти, сухость слизистых глаз, ощущение дискомфорта в спине, шее, позвоночнике, нарушение питания, ухудшение качества сна и процесса засыпания, изменение режима отдыха, бодрствования. Отдельно скажу о головной боли непонятного происхождения, которой многие страдают. Это боли мигренозного характера, говорящие о переполненности информацией, не нужной человеку, это как чревоугодие, мы поглощаем, но переварить не можем», – пояснила она.
Причины интернет-зависимости
Причины зависимости такие же, как при наследственно-алкогольной или наркотической зависимостях. Зависимость от всемирной сети, по ее словам, не полностью изучена, но известно – ее причины следующие – неправильное воспитание с элементами вседозволенности, отсутствие ответственности за поступки, за время, неправильная оценка ценностей и приоритетов жизни, формирующиеся в семье, в садиках и школах.
«Причинами могут быть нездоровые отношения в семье, конфликты с родными, друзьями, проблемы на работе, учебе. Состояние, когда человек хочет уйти, а некуда, и он «идет» в интернет. А также депрессия, низкая самооценка, потребность в новых ощущениях. Но самое главное – необходимость уйти от реальности, которая человеку по разным причинам не нравится, ложная попытка найти друзей не реальных, а виртуальных из-за сложных коммуникаций в реальной жизни», – констатировала Габулова.
Проводить определенное время в интернете
Необходимо следить за временем, проводимым в интернете, а если человек сам не может контролировать, обратиться к специалистам.
«В психологии есть понятие – невротическая личность. Это жажда внимания, одобрения и похвалы. Многие встречались с такими проявлениями личности и у каждого есть жажда внимания, признания и любого проявления одобрения, но, когда она переходит границы, то связана с невротическим состоянием. Если человека не похвалить, не поставить лайк или не признать какой он умный, он испытывает негативные эмоции, обиду и т.д. Личность, жаждущая внимания, сильно зависит от внимания, боится потерять его, а лишаясь, бурно переживает неприятные эмоции – злость, раздражение, агрессия, тревога, ревность. Нормальное ли это состояние? Возможно. Но здоровое ли? Сложно ответить. Это не угроза жизни, но полноценной такую жизнь тоже не назовешь. Невротический взгляд на жизнь до определенного момента для людей естественен, но это нездоровое состояние, полюсное. Состояние эйфории легкости, радости сменяются провалами в тревогу, тоску, депрессию, этим оно и опасно», – рассказала она.
Примеры невротического состояния, по ее словам, можно наблюдать и в соцсетях осетинского сегмента, бывает, человек мог промолчать, но взял и ляпнул или сумничал, а ему кажется – сказал важную вещь. «Но подвох в том, что это происходит не бескорыстно, он ляпнул с конкретной целью – нужда у него во внимании. И отыгрывая эту роль, человек как в кислороде нуждается в «аплодисментах», в одобрении», – сказала она.
За свои действия, в том числе и в интернете, надо отвечать
Несколько лет в соцсетях осетинского сегмента часты «принародные» ссоры, оскорбления и даже угрозы, причем, подчеркнем, как в адрес чиновников, так и между нашими соотечественниками. И здесь, мне как автору материала, непонятны действия земляков, почему бы
как нормальный человек не выйти и не высказать мнение знакомому или соседу в лицо, зачем выносить это в соцсети? Габулова подчеркнула, каждый, зарегистрированный в соцсетях испытывал
разрушительную силу оскорблений.
«Говоря об этнопсихологических особенностях нашей национальности, вы знаете, что оскорбление лет 150 назад смывали кровью. Напомню, что на генетическом уровне мы получаем от
предков модели поведения, но тогда были другие взаимоотношения – родовые. Безнаказанность
подстегивает людей на словесные или психологические оскорбления. Разрушительная сила
оскорблений мощная, при этом возникают гнев, агрессия, депрессия. Как писал Грибоедов:
«Злые языки страшнее пистолета». Оскорбления ранят человека в душу, которую тяжело
вылечить. Однако существуют законы, карающие за оскорбления личности. У нас есть УК,
и, считаю, за оскорбление личности и угрозы человек должен нести соответственное закону
наказание, иначе мы рождаем вседозволенность, рецидивы оскорблений. Это мое глубокое
убеждение. В РФ за оскорбление в соцсетях человек должен нести уголовную ответственность по статье 282 УК РФ», – подчеркнула Габулова.
В пример она привела трагическую судьбу поэта Пастернака. Когда он напечатал свои стихи, в
газетах началась травля Пастернака. «Он сначала пережил инфаркт, потом заболел раком легких,
который развивался в период публикаций писем советских граждан, наполненных «праведным
гневом» и оскорблениями. Поэт вскоре скончался. Такая участь была и у Ломоносова, которого
оскорбляли унизительнейшим способом. Эти величайшие люди разрушили свое физическое тело
из-за оскорблений. Поэтому оскорбления нужно пресекать, а каким способом – прерогатива юристов. Злоба, зависть разрушают человека больше, чем загрязненный воздух, отравленная еда. Нельзя разрушать психику человека – это карается природой. Разрушая чужую душу, ты навлекаешь на
себя все беды мира. Однако, и в случае оскорбления, надо отвечать адекватно, не применяя насилия», – резюмировала И. Габулова.
Мадина БЯЗРОВА