Интервью с заведующей кафедрой международной журналистики ЮОГУ им. А. Тибилова, главным редактором журнала «Русское слово в Южной Осетии» Хансиат Кодалаевой
– В канун 8-го Марта журналисты традиционно делают акцент на материалах, касающихся роли женщины в той или иной сфере. Мы также не станем отходить от этой традиции, поэтому первый вопрос будет связан с ролью прекрасной половины человечества в информационном поле Южной Осетии. Насколько значимо их участие в работе СМИ РЮО на протяжении трех десятилетий независимости?
– С началом грузино-осетинского противостояния в нашей профессии произошел, можно сказать, кардинальный слом: практически на ходу в Южной Осетии выпестовалась военная журналистика. Роль женщин в медийных процессах тех лет трудно переоценить: мы никогда не пасовали перед сложностями и наравне с мужчинами достойно исполняли свой долг. Более того, в тот период многие представители мужской половины журналистской братии ушли в ополчение, на их место же в патриотическом и профессиональном единении заступили девушки и женщины, ни секунды не сомневавшиеся в готовности к ведению информационной войны против агрессора.
Да, мы испытывали серьезные нервные перегрузки, постоянное напряжение и усталость, поскольку приходилось работать в тяжелейших условиях блокады, при обстрелах и так далее, но мы не могли, не имели права подвести своих мужчин – отцов, сыновей, братьев…
– Вы работаете в сфере журналистики вот уже более трех десятков лет. Как Вам удается сочетать успехи в профессии с семейными заботами, учитывая, что деятельность журналиста не всегда укладывается в понятия 8-часового рабочего дня, выходных и т. д.
– Ответ на данный вопрос слагается из многих компонентов. Скажу коротко: мне помогали и помогают, в первую очередь, такие качества характера, как трудолюбие, ответственность, искреннее отношение к профессии и окружающим меня людям.
– С чем был связан выбор профессии и сожалели ли Вы когда-нибудь об этом?
– Любовь к письменному слову и чувство слога передались мне, видимо, на генном уровне: я росла в писательской семье, где царил культ книг, журналов и газет. «Шлифовку» я прошла у своих великолепных школьных педагогов-русистов Елены Леонидовны Газзаевой (царство ей небесное!..) и Лидии Ильиничны Лагутиной. Начиная с 8-го класса Лидия Ильинична в качестве образца вывешивала на стене в кабинете русского языка мои тетради с текстами сочинений; часто привлекала меня к правке работ старшеклассников. Так что выбор мною для дальнейшего обучения факультета журналистики МГУ им. Ломоносова был, можно сказать, предопределен. Думаю, свою роль сыграло также присущее мне с детства обостренное чувство справедливости вкупе с идеалистическим стремлением изменить мир к лучшему.
Жалела ли я когда-либо о выбранной специальности? Отнюдь. Ни в какой иной ипостаси я себя не вижу. Да, журналист – профессия, как говорится, высокого напряжения. Стезя далеко не из легких, особенно если работаешь добросовестно. Ведь для воздействия на умы и души аудитории каждое слово, каждый кадр, каждый звук необходимо пропускать через себя, через свое сердце. Это требует очень больших моральных и физических сил. Однако, результативность журналистского труда возвращает все сторицей.
– Кто из числа знаковых фигур в сфере журналистики является для Вас примером в плане профессионализма и умения раскрывать тему, доносить ее до читателя?
– В пору юности и ранней молодости я зачитывалась безупречными статьями Елены Лосото, Татьяны Тэсс, Леонида Жуховицкого, Ярослава Голованова, Отто Лациса и других. Профессиональное восхищение вызывал у меня корреспондент «Комсомольской правды» Василий Песков, у которого я имела счастье проходить творческое собеседование при поступлении на журфак МГУ и который выдал тогда членам экзаменационной комиссии окрыливший меня вердикт: «Эта девушка, уверяю вас, станет хорошим журналистом». Василий Михайлович в течение 50-ти лет – вы только вдумайтесь в эту цифру! – вел в «КП» еженедельную рубрику «Окно в природу». К сожалению, этих мастеров печатного слова, кроме Леонида Ароновича, уже нет в живых…
Среди современников тоже, естественно, немало высоких профессионалов, но больше всех мне импонирует Владимир Познер – кстати, также специализирующийся на моем любимом жанре интервью, только телевизионного. Не сочтите за нескромность, но я ощущаю себя «на одной волне» с Владимиром Владимировичем: и в плане журналистской технологии, и в эмоционально-личностном аспекте.
Что касается южноосетинских журналистов, хотелось бы назвать своего первого учителя по практическому редактированию – Бориса Багаева (светлой ему памяти…). Именно с легкой руки Бориса Николаевича, работавшего на тот момент заместителем главного редактора центральной газеты «Советон Ирыстон», я, начинающий корреспондент, увлеклась методикой редактирования всерьез и, как оказалось, надолго.
– Имеются ли какие-нибудь отличия в методах работы, форме подачи материала, если сравнивать женщин-журналистов с коллегами мужчинами? Считается, что во многих профессиях женский подход более гуманистичен и социально ориентирован. Есть ли в этом рациональное зерно, или все же мы имеем дело с модными, малообоснованными стереотипами?
– Я, пожалуй, соглашусь с подобной трактовкой вопроса. Даже в самом общем смысле женская картина мира во многом отличается от мужской. Это не может не сказываться на различных параметрах человеческой деятельности. Вместе с тем следует помнить, что правил без исключений не бывает. Поэтому иногда мы можем наблюдать, допустим, мужскую напористость у той же, к слову, Ольги Скабеевой или, наоборот, утонченную экспрессивность в стилистике Бориса Корчевникова.
– А в чем, на Ваш взгляд, заключается женское счастье?
– Понимание счастья, думаю, у каждого свое. Для меня женское счастье – это, в первую очередь, моральное и физическое здоровье детей и близких; это гармония с самой собой и в отношениях с окружающими людьми; это осознание того, что доброта спасает мир.
– Кого из известных женщин, состоявшихся в той или иной сфере, Вы считаете примером для подражания?
– Кумиров себе, по известному выражению, давно уже не сотворяю. При этом, без сомнения, уважения достойны многие представительницы прекрасной половины человечества. Примером же для подражания могу считать собирательный образ матери – мудрой, жертвенной, всепрощающей.
– Хотелось бы услышать Ваши пожелания женщинам Южной Осетии…
– Как говорится, я не поэт, но я скажу стихами: «Мы – женщины. А это значит – Весь мир лежит у наших ног! Пусть будет каждый день удачным, В глазах не гаснет огонек!..»
А.ГЕРГАУЛОВА