/«Если есть цель, ничто вас не остановит»

«Если есть цель, ничто вас не остановит»

Правила жизни Ахсара Ванеева: разговор по душам с народным артистом

Ахсар Ванеев — народный артист Южной и Северной Осетии, режиссер и художественный руководитель народного театра Цхинвальского района. В 20 лет поступил в театральное училище им. Щепкина. Затем окончил режиссерский факультет Московского института культуры. На жизненном пути ему пришлось преодолеть много препятствий, справиться с творческим кризисом. Он рассказал нам, как шел к мечте, какими качествами должен обладать хороший артист, а также поделился некоторыми актерскими хитростями.

Я поступил на учебу втайне от родителей. О том, что я стал студентом московского театрального училища им. Щепкина, им рассказал мой друг. Сначала они не поверили, но когда поняли, что это правда, разозлились. Мой отец был инвалидом ВОВ, и у нас не хватало средств, чтобы обеспечивать меня в Москве. Было решено. Я никуда не еду.
Ситуацию спасла моя тетя. Она спросила, почему я хожу без настроения, и я ей все рассказал. Она объяснила моим родителям, что им нужно гордиться сыном, который поступил без чьей-либо помощи, и надо дать ему шанс. Так начался мой тяжелый путь навстречу мечте.
Если есть цель, ничто тебя не остановит. Стипендия была низкой, нужно было найти заработок. Мой друг подрабатывал дворником, но из-за того, что ему было сложно убирать зимой, решил оставить работу. Я обратился в ЖЭК и попросил дать мне его место и мне сказали: «Справишься с этим участком за неделю и работа твоя». Участок был покрыт заледенелым снегом, теперь я понял моего друга. Но я цеплялся за любую возможность и все вычистил за три дня. Вот так, утром я убирал улицы, потом шел на лекции.
Может быть, это судьба. Почему все мои роли преимущественно комедийные? Просто так сложилось. Когда я приехал домой после учебы, мне сразу дали комедийную роль, а потом еще одну. Можно сказать, дело случая.
Разочарование для актера — это когда он видит себя в определенной роли, но ее отдают другому. Такое бывает очень часто, знаю по собственному опыту. Тем не менее я люблю все свои роли и никогда не спорю с режиссером.
Я не только артист. Уже 12 лет я работаю режиссёром в Народном театре Цхинвальского района. Также на моем счету шесть спектаклей, поставленных в нашем госдрамтеатре.
Если не артистом театра, то я бы хотел стать певцом. После армии я поступил в музыкальное училище на вокальное отделение. Когда я перешел на третий курс, как раз стали набирать ребят для учебы в театральном училище им. Щепкина. Несмотря на любовь к музыке, я решил попробовать свои силы в актерском мастерстве. Директор музыкального училища Феликс Алборов был членом экзаменационной комиссии. Он пытался отговорить меня, ведь я был способным учеником и после учебы мог поступить в консерваторию. Но я решил следовать велению сердца и ни о чем не жалею.
Будьте многогранны. Умения и навыки никогда не будут лишними. Например, артист должен не только владеть актерским мастерством, но и хорошо петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
На экзаменах ведите себя уверенно, но не нагло. Главное — понять, что именно от тебя требует экзаменатор. Одним из моих вступительных испытаний было сыграть ситуацию, которую тебе предложат. Мне сказали изобразить, будто я залез на дерево и срываю орехи, а на противоположном дереве медведь и он рычит на меня. Я встал на стул и начал «срывать орехи», потом изобразил испуг, громко закричал, спрыгнул со стула, выбежал из зала и сильно хлопнул дверью. Комиссии понравилось.
Мандраж перед выступлением — это нормально. Каждый раз перед спектаклем я волнуюсь. Как бы хорошо вы ни знали текст и не были уверены в себе, легкое волнение на сцене будет сопровождать вас всегда, главное — чтобы оно не мешало. Страх сцены побороть сложнее. Нужна практика, уверенность в себе и любовь к тому, что вы делаете. Например, если вы поете песню, вложите в нее душу, постарайтесь получить удовольствие.
Что-то идет не по плану? Не подавай виду! Сколько непредвиденного случается на сцене… Главное — не растеряться, не выходить из образа. Артист может забыть текст, тут часто выручает партнер. Видя, что реплика задерживается, он может дать наводящие слова или просто заполнить паузу своей речью. Все артисты должны чувствовать друг друга, контролировать ситуацию на сцене, не терять связь со зрителями.
Однажды, заканчивая свой монолог в спектакле «Две сестры», я собирался уйти за кулисы, на сцену должен был выйти другой актер, но его не было. Что делать? Спектакль под угрозой срыва. Я остался на сцене и три минуты говорил текст, который придумывал на ходу. Никто и не заметил подвоха. В конце концов мой напарник объявился и спектакль продолжился.
После выступления режиссёр поблагодарил меня. Сказал никогда не бросать работу артиста: «Это твое».
Двух-трех недель достаточно, чтобы идеально выучить свою роль, но есть подвох. До спектакля текст многократно меняется, что-то добавляют или вычеркивают. Даже если ты уже все знаешь, кое-что придется доучивать.
Мне хотелось все бросить. Когда я стал одним из лучших артистов РЮО и получил звание «Заслуженного артиста» Северной Осетии, что-то во мне перегорело. Я устал и решил бросить работу. Министерство культуры направило меня директором в мое родное музыкальное училище. С театром было покончено. Так думал я …Но у судьбы на меня были другие планы.
Племянница президента, в то время это был Людвиг Чибиров, выходила замуж, и я пришел в их дом в качестве свата. Чибиров стал расспрашивать меня, почему я бросил работу и, не услышав уважительной причины, сказал: «Не говори глупостей и возвращайся в театр. Можешь остаться директором в музыкальном училище, но в театре работать обязан». Ослушаться главу республики я не мог. И по сей день я в театре, и по сей день благодарен Чибирову за то, что не дал мне совершить ошибку.
Я всегда рад помочь. Когда у молодых актеров что- то не получается, они просят меня подсказать, дать совет. Мы остаемся в зале после репетиций и разбираем ошибки. Старшие должны передавать опыт младшим. Ведь у нас когда-то тоже не все получалось. Нужно быть терпимее, любить и уважать друг друга.
Нужно постоянно работать над собой. Артист должен так вжиться в роль, чтобы на время забыть, кто он на самом деле. Нужно работать в зале, дома, по дороге из зала домой, везде. Однажды я шел после репетиции и повторял свой текст, меня окликнул знакомый и поздоровался. Я его не увидел и не услышал. На следующий день он спросил, почему я на него злюсь. С артистами часто такое происходит. В зависимости от роли, у нас меняется походка, голос, речь. Мы можем обращаться друг к другу по именам своих героев.
Ленин говорил, что из всех искусств важнейшим является кино. А я думаю, что театр. Когда снимают фильм, и актер ошибается, можно сделать новый дубль, а потом еще и еще, пока не получится. В театре ты выступаешь перед живой публикой и права на ошибку нет. Нужно сразу все делать идеально. Поэтому в театре играть сложнее.
Я пробовал себя в кино. Во время учебы в Москве я снялся в фильме «Нейлон 100%». Когда я начал работать в нашем театре, и мы поехали на гастроли во Владикавказ, я снялся в фильме «Буйный Терек». Я бы продолжил актёрскую деятельность, если бы не был так загружен в театре. Режиссер «Буйного Терека» звал меня, но я не мог уйти, впереди были новогодние спектакли. Когда я освободился и был готов продолжить свою роль, оказалось, что моего героя «убили», вонзив в него нож, тем самым освободив меня от сьемок.
Печально, но факт. С развитием технологий люди стали меньше посещать театр. Сейчас можно найти любой спектакль в интернете. Но одно дело смотреть в экран, а другое — на живого актера, в зале, где совсем другая атмосфера и энергетика. Эффект будет разный.
Любители театра есть и сегодня. Некоторые зрители ходят на спектакли, где играют определенные актеры. Я уверен, в будущем люди поймут важность живых спектаклей и вернутся в театр.
Наш театр давал людям надежду и вселял оптимизм, когда в республике были тяжелые времена. Света не было месяцами, молодежь не знала, чем заняться и куда податься, люди были подавлены. Тогда я занимал должность заместителя директора театра и решил как-то помочь цхинвальцам отвлечься от забот. Руководство ОМОНа одолжило нам движок, чтобы мы могли давать спектакли. За час до представления, мы включали перед театром свет и вскоре у дверей уже стояла толпа людей, затем все дружно заходили в зал. Некоторые смотрели спектакли так часто, что, если актер упускал какое-то слово, его тут же выкрикивали.
В зале было холодно. Между выходами на сцену мы грелись у печи. Но я все равно вспоминаю это время с теплотой. Люди были благодарны за то, что мы организовали досуг их детям, не дали сбиться с пути.
Формула успеха? Нет никакой секретной формулы, есть лишь труд. Нужно упорно работать, а еще лучше, любить то, что ты делаешь.

Анна ТЕДЕЕВА