Дистанционное обучение

Плюсы и минусы, или крах образовательной системы?

Дистанционное обучение широко используется в США, Канаде, Великобритании, Израиле и др. странах. Изначально систему дистанционного образования разработали специально для людей с ограниченными физическими возможностями, чтобы получать образование, не выходя из дома. Но со временем во многих западных государствах по разным причинам предпочли дистанционное обучение традиционному. Особо это актуально, судя по статистике, в больших странах.

Образование для избранных?
Еще в 2018 г. доцент МГИМО, кандидат исторических наук Ольга Четвертикова рассказала каналу «День» об обсуждаемых на международных образовательных конференциях вопросах в этом направлении и собственных исследованиях. По ее словам, сегодня в мире «вместо традиционного образования создается цифровое образовательное пространство. Если мы говорим об электронной школе – это удар по традиционной системе образования, т.е. тихая революция. Введение электронных образовательных технологий означает изменение всего процесса обучения и фактически кладет конец педагогике. Это часть единого образовательного проекта. Электронное образовательное пространство является естественной частью процесса глобализации создания цифрового общества. Соответственно, раз создается цифровое общество, в первую очередь надо изменить сознание людей, перевести их на новые стандарты образования», – сказала доцент МГИМО.
Как отметила Четвертикова, традиционная школа скоро будет ликвидирована и вместо этого вводится новое пространство – дистанционное образование в средней и высшей школе. Человеческое образование (традиционное) будет доступно немногим – избранным, т.к. будет очень дорогое, т.е. непозволительной роскошью для простых людей. А институты и вузы, по ее словам, будут превращаться в частные бизнес-струк-туры.

Учитель, ученик и родитель – творческий тандем
Постепенный переход с традиционного обучения на дистанционное начался с частных школ, но практикуется в государственных учебных заведениях ряда стран. Разработано много программ, проектов и цифровых платформ дистанционного обучения, которые пытаются внедрить в образовательную систему государств. Но какой бы идеальной не была программа дистанционного образования, сможет ли она заменить ребенку непосредственное общение с педагогом? Разумеется нет! У кого из нас не было в школе любимого учителя, ради которого мы всегда приходили подготовленными в класс именно по преподаваемому им предмету, лишь бы не подвести этого человека или не разочаровать его. Помимо полезного контакта ребенка с авторитетным для него педагогом, дети в школах не просто общаются со сверстниками, но учатся выстраивать отношения с обществом и отдельными личностями, так готовясь к взрослой жизни. При дистанционном обучении мы добровольно лишаем ребенка этих привилегий. Более того, благодаря специально разработанному режиму в среднеобразовательных учреждениях, ученик вырабатывает в себе дисциплину и ответственность, далеко не последние качества для развития и роста личности. И здесь хочется процитировать министра образования Натали Гассиеву, что учитель, ученик и родитель – творческий тандем, только благодаря которому можно получить эффективный результат.

Здоровье ребенка – основная задача каждого родителя
В отличие от западных стран, где ввели цифровое обучение, в Южной Осетии во всех школах учащимся запрещено сидеть на уроке с телефоном, смартфоном или иным видом гаджета. И с гордостью отметим, что за этим ведется строгий контроль, даже, если это не нравится родителям. Не будем останавливаться на вредном влиянии современных гаджетов на здоровье человека, тем более ребенка. Однако, напомним о сравнительно недавно возникших терминах в психиатрии – цифровое слабоумие (это расстройство, при котором человек проявляет признаки слабоумия вследствие чрезмерного потребления информации) и информационная псевдодебильность (расстройство, при котором человек проявляет признаки клинической дебильности, но без органических поражений мозга).

Школа – это репетиция к большой жизни
Мы попросили прокомментировать дистанционное обучение, как образовательную систему директора школы №2 г. Цхинвал Ольгу Михайлиди.
«Я категорически против такой системы. В форс-мажорных обстоятельствах ещё можно применить ее частично, но не как основу получения образования. Ребенок как личность может состояться только в социуме, а не на цифровой платформе. Вначале было СЛОВО! И живое слово несёт больше информации, чем сама информация!», – отметила она.
Михайлиди напомнила, наука педагогика существует давно и, оканчивая педагогические вузы, студенты на госэкзаменах всегда сдавали два таких важных для учителя предмета, как педагогика и психология. «Школа – это первым долгом социум для ребенка, и мы не вправе лишать его этого. Какова наша задача, только обучить ученика математике, биологии, химии и физике? Нет! Школа обязана научить школьника, думать и выживать в обществе людей, а чтобы добиться этого он должен работать в коллективе. Выучивание предметов – это формирование у ребенка самодисциплины и конкурентоспособности среди коллектива, и мы должны отстаивать это право», – подчеркнула директор среднеобразовательного учреждения.
Михайлиди добавила, школа – репетиция к большой жизни и без нее дети в обществе будут не дееспособны. Более того, она выразила возмущение, что постоянный контакт с гаджетами несомненно влияет на здоровье детей. «В связи с введенным временным дистанционным обучением, я вынуждена постоянно находиться в интернете. Если ребенок общается с 7 педагогами по основным предметам, мне, педагогу приходится читать, проверять задания учеников из шести классов, а это более 130 человек. В результате начинает болеть голова, глаза. Отмечу, по рекомендациям врачей пользование видеоуроками больше 15 минут нежелательно», – сказала директор.
По ее словам, дистанционное образование человек может использовать уже взрослым, когда он созрел для получения узкой профессии. Но по отношению к ребенку, который обучается нескольким предметам – это преступление. «У нас с каждым годом все больше детей с гиподинамией, нарушениями зрения и осанки, сколиозом. Постоянный контакт с гаджетами – это радиоизлучение. Дети должны выходить на улицу и закалять организм, чтобы не были подвластны всяким вирусам. Оцифрование образования лишит нас здорового поколения, превратив детей в подконтрольных особей и этого допустить нельзя. Здравомыслящие люди, которые хотят защитить своих детей должны встать горой против этого», – заявила она.
Михайлиди допускает применение дистанционного обучения только при форс-мажорных обстоятельствах, как сейчас. А также, если ребенок по состоянию здоровья находится на длительном лечении, но не брать это за основу образования – это, по ее словам, катастрофа для образования. «Дистанционно можно выучить только гуманитарные науки, а у нас и так дети пошли гуманитарии. Напомню, настоящие ученые – это физики, химики, и без этих умов не будет полноценного государства. А эти предметы на «дистанционке» не выучишь», – заключила Ольга Михайлиди.
В нашей республике первый опыт дистанционного обучения применили после объявления карантина в связи с предпринятыми мерами по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Как нам ранее прокомментировала Натали Гассиева: «Это временная и вынужденная мера».
Мадина БЯЗРОВА