В столице Южной Осетии прошел телемост, в котором приняли участие детский омбудсмен Южной Осетии Татьяна Цховребова и уполномоченная по правам ребенка в Абхазии Мактина Джонджолия.
«Я изучала вашу биографию и заметила, что у нас очень много схожего. Вы также, как и я, работали в СМИ, возглавляли благотворительный фонд, также мы в один и тот же год стали уполномоченными по правам ребенка», – сказала Мактина Джонджолия.
Отметим, что институт уполномоченного по правам ребенка был создан в Абхазии в 2021 году.
«Я всегда готова помочь, поделиться своим опытом. Внутри республики у нас ведется активная работа. Я уверена, что наше сотрудничество будет дружеским и плодотворным. Надеюсь, что вы приедете к нам, и мы продолжим более тесное сотрудничество», – сказала Цховребова.
Далее омбудсмены рассказали о деятельности института детского омбудсмена в своих республиках.
«Поскольку аппарат уполномоченного по правам ребенка появился в Абхазии впервые, бюджет еще не был сформирован. Наша команда пока работает за счет средств благотворительного фонда «Ашан», руководителем которого я являюсь. Наш фонд помогает тяжелобольным детям на протяжении 10 лет», – сказала Джонджолия.
«Совсем скоро в республике появится адаптивное плавание. К нам приедет инструктор по плаванию, который работал с паралимпийцами. Также у нас построен ипподром, который совсем скоро откроется», – рассказала Татьяна Цховребова.
Югоосетинский омбудсмен отметила, что, к сожалению, в республике растет количество детей с ОВЗ.
«В нашем приоритете создать благоприятную среду для детей с ОВЗ. Помимо этого, уполномоченный курирует комиссию по делам несовершеннолетних. В скором времени у нас появится орган опеки и попечительства. Мы стараемся выстроить такую законодательную систему, где защита прав детей была бы в приоритете», – добавила Цховребова.
Она отметила, что при уполномоченном функционирует Родительский совет по вопросам защиты прав детей с ОВЗ и детей инвалидов, Детский общественный совет и Экспертный совет.
Цховребова поинтересовалась, как относятся к детям-инвалидам в Абхазии.
«Проблема стоит остро. У нас большое количество детей с инвалидностью. Мы стали поднимать вопрос о готовности общества к принятию детей-инвалидов. Говорить об инклюзивном образовании, к сожалению еще рано, поскольку в стране только одна коррекционная школа», – сказала уполномоченная по правам ребенка в Абхазии.
Джонджолия отметила, что они хотят искоренить практику замалчивания проблем детей-инвалидов.
Абхазский омбудсмен добавила, что у них есть центры реабилитации для детей-инвалидов, но проблема такая же, как в Осетии – нехватка специалистов.
«Сейчас для нас самое главное – изучить все проблемы в сфере правозащиты детей. Мы выезжаем в районы и ведем диалог с главами администраций и с представителями органов, которые работают с несовершеннолетними. На данный момент в ходе всех наших встреч мы выяснили, что самым проблемным вопросом остаются проблемы детей с инвалидностью, также большие проблемы в сфере опеки и попечительства. Есть семьи, из которых нужно забирать ребенка, но в стране нет кризисных центров, т.е. ребенка некуда забрать. Это самые проблемные вопросы, и мы с командой хотим лоббировать вопрос создания кризисного центра», – пояснила детский омбудсмен в Абхазии.
В ходе общения омбудсмены пришли к выводу, что в республиках много схожих проблем.
«Нам было бы очень интересно на практике посмотреть, как ведется ваша работа с гражданами, с какими проблемами чаще всего обращаются, мы с удовольствием будем перенимать ваш опыт», – поделилась Мактина Джонджолия.
Обе стороны заявили о желании поработать над проектами совместно, а также о том, что готовы заключить меморандум о сотрудничестве.
«В ближайшее время, когда пандемия пойдет на спад, мы обязательно вас пригласим и подпишем договор о сотрудничестве», – сказала Цховребова и добавила, что всегда готова помочь своей абхазской коллеге.