Приближается знаменательная дата – 75-летие Победы советского народа над германским фашизмом в Великой Отечественной войне
Из поколения в поколение передают традиционно хранящиеся семейные реликвии – фронтовые фотографии, боевые награды и другие памятные вещи. В Южной Осетии много случаев, когда из одного дома на фронт уходили несколько членов семьи, и не всем суждено было вернуться обратно. Именно такой и является история семьи Кисиевых. Когда началась Великая Отечественная война, Давид Кисиев и Пелагея Кусраева проводили на фронт всех своих сыновей: Дриса, Сино, Сеграта и Вана.
Из четырех братьев домой вернулись только Дрис и Вана, остальные два брата, Сино и Сеграт пропали без вести и до сих пор о судьбе братьев ничего не известно семье. О своем отце Вана нам рассказал Юрий Кисиев.
Вана был самым младшим ребенком в семье, поэтому на фронт был призван позже своих братьев – в 1942 году. Тогда ему было всего 17 лет, но отличался от сверстников физическим телосложением, был мужественным и рослым не по годам. Родился герой нашего материала в 1924 году в селе Бисойт Цхинвальского района.
Вана Кисиев был пехотинцем, принимал участие в боях под Киевом, а потом на 2-м Украинском фронте в Харькове. Он служил Советской армии добросовестно и с честью исполнял свой долг перед Родиной. Однако при выполнении очередного боевого задания был тяжело ранен, потерял левую руку и получил сквозное ранение под сердцем, между ребрами прошла пуля. Как рассказывает его сын Юрий, несмотря на такое тяжелое ранение, Вана Кисиев не оставил свою винтовку на поле боя и доставил ее с собой до полевого госпиталя, за что был удостоен медали «За отвагу».
«В полевом госпитале, без обезболивающих средств и анестезии,отцу провели операцию. Он рассказывал, что рука не так сильно болела, но, когда чистили лекарством входное отверстие сквозного раневого канала, было невыносимо больно, – вспоминает Юрий Кисиев. – Когда спрашивал отца, не было ли ему страшно, он ответил, что рядом умирали такие мужественные и храбрые офицеры, что за свою жизнь уже не боялся».
По словам Юрия, отец как-то поделился воспоминанием о небольшом, но интересном эпизоде из своей военной жизни, где судьба чудом уберегла его. «Он рассказал, как однажды вечером подразделение решило передохнуть после нескольких дней похода до назначенного места. Моего отца и одного из его фронтовых товарищей отправили в пруд за водой, так как они были самыми младшими. Когда ребята набрали воду, услышали взрыв прямо оттуда, где располагалось их отделение. Прибежав на место, они застали своих товарищей уже убитыми и ранеными. Впоследствии, по словам отца, не было выяснено, из-за чего произошел взрыв, в округе не было вражеских войск. По одной из версий, взрыв произошел по неосторожности бойцов. После Вана и его товарища перевели в другое отделение», – поведал историю отца Юрий Кисиев.
Вана Кисиев участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны год и три месяца, а после ранения его комиссовали домой.
«Вана сел на грузовой поезд и отправился на родину. Он был настолько слаб, что, выйдя на одной из очередных остановок, не мог подняться обратно в поезд. Отцу помог контуженый фронтовик, иначе поезд бы уехал без него. Как говорят, мир не без добрых людей… В поезде с ним ехала женщина с ребенком, она, увидев обессилевшего раненого солдата, макала кусок хлеба в воде и дала ему поесть. Только тогда отец смог прийти в себя», – добавил Ю. Кисиев.
Вернувшись домой, Вана пришлось научиться жить с одной рукой. Несмотря на инвалидность, с Раисой Кабановой создали крепкую семью. Они всегда поддерживали друг друга, жили в гармонии, любви и радости, и в те тяжелые времена смогли воспитать двух дочерей и сына.
«Отец любил работать, несмотря на инвалидность, умел делать изделия из дерева: деревянные ложки и другой домашний инвентарь. Многие в деревне обращались к нему за помощью, просили делать рукояти топора, молотка. Он был очень идейным человеком, любил жизнь, но его физические возможности не позволяли ему в полной мере реализовать свои планы», – завершил свой рассказ Юрий Кисиев.
Со временем боевые ранения дали о себе знать, и жизнь Вана Кисиева преждевременно оборвалась в 54 года.
Алена ЦАРИТОВА