29 мая исполнилось 27 лет со дня принятия Акта провозглашения независимости Южной Осетии
Принятие важнейшего государственного документа проходило в условиях непрекращающейся грузинской вооруженной агрессии. Это был очень важный шаг в юридическом оформлении независимости нашего государства.
По словам начальника Информационно-аналитического управления администрации президента Южной Осетии Юрия Вазагова, принятие Акта провозглашения независимости имеет особую важность для возрождения государственности южных осетин. Основываясь на итогах референдума 1992 года, Акт обеспечил неотвратимость создания нового государства со всеми атрибутами в соответствии с международным правом и таким образом стал одним из важнейших шагов в истории Юж-ной Осетии.
«Решение, принятое 29 мая 1992 года Верховным Советом Южной Осетии, стало возможным благодаря всеобщему патриотическому подъему в условиях продолжающегося геноцида со стороны Грузии. Действия тогдашних народных избранников, предпринятые при полной поддержке всего народа республики, были исторически обоснованным и оправданным следствием развития политико-правовых процессов, которые развернулись после распада СССР и прихода к власти в Грузии неофашистских кругов.
Следует отметить, что принятию Акта предшествовала Зарская трагедия, после которой ни у кого больше не оставалось иллюзий, что ждет население Южной Осетии, если она останется в составе неонацистской Грузии», – отметил Юрий Вазагов.
Он считает, что только создание собственного государства могло стать единственным средством защиты осетин от истребления и обеспечить создание условий для сохранения этноса.
Символ воли и ползучая ассимиляция
С каждым прошедшим годом, как отметил начальник управления, значимость принятия Акта независимости высвечивается с возрастающей силой. Это решение вошло в новейшую историю осетинского народа как символ воли и стремления к свободе.
«В свое время шли споры, с какой даты отсчитывать независимость Южной Осетии – с 20 сентября 1990 года или с 29 мая 1992 года, когда был принят Акт государственной независимости. Ведь в 1990 году Республика провозглашалась в составе тогда еще существовавшего СССР, а Акт независимости знаменовал собой появление действительно независимого государства. Впрочем, в нашем случае речь идет скорее о звеньях одной цепи, когда без одного события или факта не было бы другого. По сути, в 1990-1992 гг. происходило правовое оформление государственности Южной Осетии. События 1989- 90-х годов положили начало этому процессу, а Акт государственной независимости, принятый по итогам всенародного референдума, стал завершающим аккордом», – говорит эксперт.
По его словам, если брать ситуацию в более широком аспекте, то с 1989 по 1992 гг. после многовекового перерыва возрождалось осетинское государство, которое было разрушено в результате кровавого нашествия монголов и, как это ни парадоксально, новая же агрессия способствовала ее восстановлению, хотя, казалось бы, в силу сочетания многочисленных негативных факторов шансов у нашего народа не было никаких.
«Прежде всего, свою отрицательную роль играла геополитическая конъюнктура – после разрушения СССР на политическом Олимпе России доминировали силы, склонные к уступкам в ущерб национальным интересам РФ. Кроме того, крайне неблагоприятным было соотношение сил.
Сказывались и последствия 70-летней ползучей ассимиляции и вытравливания национального самосознания в годы Советской власти, когда к власти в автономной области допускались только конформисты, готовые выполнять любые требования тбилисского ЦК. Причем все это претворялось в жизнь под трескучую пропаганду о дружбе народов и идеалах интернационализма, хотя к себе грузинская элита эти принципы применять не собиралась», – подчеркнул представитель администрации Президента.
В результате, когда ситуация начала стремительно ухудшаться, по мнению Вазагова, подавляющее большинство официальных лидеров оказались неспособны возглавить национально-освобо-дительное движение и это пришлось сделать лидерам новой генерации. «Несмотря на то, что общий перестроечный хаос после 70 лет ассимиляции затруднял мобилизацию сил всего общества на отстаивание интересов Южной Осетии, в тогдашней области на удивление нашлось огромное количество людей, готовых преступить через стереотипы, еще недавно насаждаемые официальной пропагандой, жертвовать собой и своими интересами ради достижения общей цели», – уточнил начальник управления.
Серьезные задачи
Юрий Вазагов считает – то, что удалось добиться народу Южной Осетии, оказалось не под силу куда более многочисленным народам. «Не будь судьбоносных решений, принятых в 1989-92 гг., население Южной Осетии постигла бы та же участь, что и осетин, проживающих в районах самой Грузии – в Боржомском ущелье, в Кахетии и др. Из более чем 160 тысяч осетин, проживавших тогда в Грузии, сейчас осталась лишь небольшая часть, большинство из которых были вынуждены переделать свои фамилии на грузинский лад, и не имеют возможности изучать родной язык.
Почти 20-летняя борьба осетинского народа увенчалась победой 26 августа 2008 года, когда президент России Дмитрий Медведев подписал исторический Указ №1261 о признании Российской Федерацией независимости Юж-ной Осетии», – отметил эксперт.
По его словам, сегодня перед республикой стоят серьезные задачи в области государственного строительства и развития экономики, но ни одна из них несравнима по своей сложности с теми, которые народу Южной Осетии приходилось решать в 1989-92 годах.
А. ДЖИОТЫ