/Без войны: как ужиться родителям и детям на самоизоляции?

Без войны: как ужиться родителям и детям на самоизоляции?

Когда с детьми 24/7

Если раньше дети придумывали разные причины, чтобы не ходить в школу, теперь они успеют по ней соскучиться. Круглосуточное пребывание детей дома может привести к гиподинамии, интернет-зависимости, снижению зрения и другим неблагоприятным последствиям. Сейчас родителям важно запастись терпением и правильно организовать жизнь ребенка на карантине. В приоритете — помочь детям провести это время максимально полезно и приятно. Можно ли рассказывать детям о коронавирусе, как распределить время и почему нельзя «откупаться» от шумных детей гаджетами? На эти вопросы нам ответила детский психолог гимназии «Альбион», преподаватель психологии в ЮОГУ Лана Плиева.

Соблюдаем расписание!
Меры карантина и самоизоляции являются для ребенка стрессовыми и могут привести к неприятным последствиям. Чтобы избежать этого следует принять во внимание советы психологов и «выжать» из карантина максимум.
«Столь длительный карантин является чем-то новым, незнакомым, поэтому мы чувствуем неопределенность, напряженность, что может привести к стрессу не только взрослых, но и детей. Длительное пребывание детей дома может выбить их из колеи, нарушить повседневный режим. Чтобы этого избежать, психологи советуют устанавливать ребенку четкое расписание, которое будет максимально приближенно к его жизни до карантина. В противном случае, кода дети вернутся в школы и детские сады, процесс адаптации к распорядку дня будет долгим и неприятным», — рассказала Плиева

Мама, почему нельзя?!
Утаивая от детей новости о происходящем, вы делаете только хуже. Ребенок не воспринимает запреты всерьез, рвется погулять с друзьями, он может чувствовать себя обманутым. Из-за недостатка информации дети могут сами придумать разумные на их взгляд ответы. Поэтому важно объяснить детям, почему ввели карантин, но не пугать их излишней драматизацией.
«У детей сейчас возникает огромное количество вопросов, от которых мы отмахиваемся, считаем, что этого им знать не обязательно. Но как бы вы их не ограждали, они чувствуют — происходит что-то нехорошее, просто не могут понять, что именно. Также дети младше 10 лет могут считывать эмоциональный фон с родителей и из-за этого прибывать в состоянии напряжения. Лучше всего — принять чувства ребенка и постараться объяснить ему все как есть. Самый лучший вариант — объяснить ребенку его значимую роль, рассказать — какой вклад он вносит в нормализацию обстановки, соблюдая правила. Поэтому детям не повредит, если они будут следить за новостями и даже слышать статистику заболевших и умерших. Однако отмечу, не только детям, но и нам самим стоит оградиться от огромного количества фейковых новостей. Имея доступ в интернет, дети могут узнать ложные новости о вирусе и в целом о ситуации. Поэтому следует объяснить им о проверенных и ложных источниках информации», — отметила психолог.

А вот так делать не надо.
Самый большой соблазн для родителей, сидящих с детьми на карантине — усадить их за компьютер или дать им телефон и таким образом выкроить время на свои дела. Когда даем ребенку гаджеты, то предлагаем деятельность, не требующую интеллектуального труда. Не нужно отказываться от интернета, но вместо игр можно смотреть обучающие мультфильмы и программы, ролики по лепке пластилином, рисованию и др.
«Мы говорили о важности четкого режима. Он должен быть составлен совместно с детьми, все пункты должны быть согласованы, как в договоре, чтобы дети знали, сколько времени отведено на учебу, спорт и т.д. и сколько на гаджеты. Учебное и игровое время не должны смещаться, нарушаться. Максимальное время пребывания детей за компьютером или телефоном — 2 часа в день. В противном случае, мы столкнемся с зависимостью, которая приведет к серьезным поведенческим нарушениям», — отметила Плиева.

Давай поиграем!
Психологи советуют все делать вместе с ребенком: готовить обед, развешивать белье, убирать, играть. Это не только сплотит вас, но и научит ребенка выполнять несложные обязанности по дому.
«Я считаю, мы редко играем с детьми. Сейчас они дома, это хорошая возможность все наверстать. Существует много настольных игр, интересных не только детям, но и взрослым. Помимо этого, мы можем предложить детям сюжетно-ролевые игры, например, дочки-матери. Они особенно нравятся малышам до пяти лет и помогают развивать их социальные навыки. Не следует забывать о строительно-конструктивных играх, они подойдут и мальчикам и девочкам. Прекрасная идея — создать свою книгу сказок, где ребенок сможет почувствовать себя автором и участником сценария. Можно сделать собственный домашний театр. Несмотря на то, что иногда дети не могут самостоятельно организовать свой досуг, они активно вовлекаются в игры, им просто нужно предложить», — отметила Плиева

Что хорошего в карантине?
Посмотрим на все с хорошей точки зрения. Карантин может дать вам те возможности, которых у вас раньше не было.
«Масса свободного времени – то, чего нам всегда не хватало. На сегодня дети очень загружены в школе и помимо учебного процесса у них много секций и кружков. Иногда у них не бывает времени на занятия хобби. Почему бы не провести это время с пользой и развить в себе и детях новые, давно интересующие навыки? Сделайте так, чтобы, когда все закончилось, вы не сожалели, что тратили время впустую», — посоветовала психолог.

Пряником, нельзя кнутом!
Находясь на домашнем обучении, у детей снижается заинтересованность выполнить задания. Дома многое отвлекает, и все можно отложить на потом. Главное — заинтересовать ребенка, что очень сложно сделать.
«Отсутствие заинтересованности в учебе — проблема актуальная не только на карантине, но и в обычной жизни. Очень часто родители жалуются, что ребенок не мотивирован и не хочет учиться. Дети должны принимать учебный процесс — как свою обязанность. Нужно чаще поощрять детей. Не бойтесь их перехвалить, ведь как я всегда говорю: «Лучше перехвалить ребенка, чем недохвалить». Обращайте внимание даже на маленькие прогрессы ребенка и не акцентируйте на ошибках. Учебный процесс должен ассоциироваться с чем-то положительным, а не с ссорами и наказаниями. Например, вы можете пользоваться схемой: «Выполнишь уроки — получишь …», — заключила психолог.
Анна ТЕДЕЕВА