Последние три десятка лет, прошедшие после развала Советского Союза, не лучшим образом сказались на развитии точных наук по всему постсоветскому пространству. Если советская система образования уделяла повышенное внимание изучению математики и других фундаментальных дисциплин, поскольку стране требовались специалисты, способные развивать научно-технический комплекс, промышленность, осваивать космос и другие направления, то затем наступила эра гуманитариев.
Стало привычным считать, что молодежь не интересуется точными науками, ей это неинтересно, да и особых перспектив с ними в эпоху современных рыночных отношений не предвиделось. Укреплению этих стереотипов способствовала и тотальная компьютеризация, когда любой обыватель может прибегнуть к помощи компьютера и различных гаджетов для тех или иных вычислений. В результате количество желающих поступать на факультеты точных наук, резко сократилось. Все ударились в юриспруденцию, менеджмент, пиарщики и гиды стали более востребованной профессией, нежели математики и физики. Но достаточно скоро общество стало пожинать плоды агрессивного отрицания важности фундаментальных дисциплин. Оказалось, что некому развивать высокотехнологическую промышленность, катастрофически не хватает инженеров, агрономов и др.
Указанные тенденции практически в полной мере отразились и на ситуации в югоосетинской системе образования. В былые времена в Южной Осетии воспитали целую плеяду математиков, физиков и химиков во многом благодаря наличию сильных педагогов в школах и в тогдашнем педагогическом институте, где физмат традиционно считался одним из сильнейших факультетов. Математический уклон имела Цхинвальская общеобразовательная 6-я школа, ее ученики регулярно добивались успехов на различных олимпиадах. Затем, как и в других регионах бывшего СССР, в Юж-ной Осетии на долгие годы наступило время почти тотального доминирования гуманитарных научных дисциплин. Впрочем, в последние годы все же стали отмечаться другие тенденции, говорящие о повышении интереса учащихся школ республики к точным наукам. Доказательством тому, в частности, можно считать успехи наших школьников на различных соревнованиях по ментальной арифметике. Еще одним ярким примером, свидетельствующим о том, что югоосетинская молодежь начинает больше внимания уделять изучению математики, можно назвать результаты, достигнутые учеником 11 класса школы «Альбион» Аслана Плиева.
Его имя стало известно общественности Южной Осетии после выхода в свет учебного пособия «Решение задач повышенной трудности» из учебника «Алгебра и начало математического анализа Колмогорова», автором которого является юный математик. В брошюре собраны методы решения сложных задач, разработанные Асланом. Причины его успехов в области математики кроются в увлечении точными науками с детских лет. Еще до поступления в школу он мог, без чьей-либо помощи, вычислять и складывать. Уже в три года Аслан производил арифметические действия с круглыми цифрами до 1000, к четырем годам – до миллиона. С момента поступления в школу именно математика стала его любимым предметом. Свою роль в развитии математических склонностей Аслана сыграла и учительница математики школы «Альбион» Нелли Бибилова, оказавшая ему помощь в раскрытии таланта и умело направлявшая в нужное русло.
По ее словам, Аслан изначально отличался не только своими способностями в области точных наук, но еще и усидчивостью. Без этого ему не удалось бы добиться таких успехов. И действительно, как признается сам юный математик, некоторые задачи ему давались с трудом, но он вновь и вновь возвращался к ним, пока наконец, не находил подходящий метод для их решения. Разработанные Асланом методы и способы решения сложных математических задач были отобраны им в отдельную брошюру, которая предназначена для учащихся 10-11 классов, а также для абитуриентов. Как уверяет Нелли Бибилова, в своей склонности к точным наукам Аслан не исключение, интерес к ним проявляют и многие другие учащиеся. Ну а нашему юному дарованию предстоит и дальше шлифовать свой талант. Недавно он в онлайн формате сдал тест на получение именного лимита в один из престижных университетов Москвы, где, по всей видимости, продолжит развивать способности после школы. Похвальные результаты учащихся юго-осетинских школ не могут не внушать оптимизма о судьбе фундаментальных дисциплин в образовательной системе Южной Осетии. И дело не только в потребности республики в целом ряде специалистов, чья подготовка немыслима без основательных познаний в области математики, физики и других точных наук. Есть еще одна несомненная польза от изучения этих предметов, ее суть в свое время емко сформулировал Михаил Ломоносов, подчеркивавший – «математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Конечно, большинство гуманитариев готовы с жаром доказывать обратное, но наблюдения психологов и других специалистов, действительно подтверждают обоснованность утверждения великого русского ученого.
Доказано, изучая математику и решая задачи, ребёнок учится обобщать и выделять важное, анализировать и систематизировать, находить закономерности и устанавливать причинно-следст-венные связи. Математика, безусловно, развивает логическое абстрактное мышление, память, концентрацию внимания, точность и другие способности в ребенке. Согласитесь, эти качества пригодятся человеку не только в сфере точных наук, но и в любой другой профессии. Ведь каждому нужно научиться анализировать, отличать предположения от фактов, высказываться по существу и отчётливо выражать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи и т.д. Одним словом причин уделять повышенное внимание изучению математики в школе предостаточно.
И. ТЕДЕЕВА