Аслан Плиев: исключение из правил или предвестник наступления эры математиков

Последние три десятка лет, прошедшие после развала Советского Союза, не лучшим образом сказались на развитии точных наук по всему постсоветскому пространству. Если советская система образования уделяла повышенное внимание изучению математики и других фундаментальных дисциплин, поскольку стране требовались специалисты, способные развивать научно-технический комплекс, промышленность, осваивать космос и другие направления, то затем наступила эра гуманитариев.

Стало привычным считать, что молодежь не интересуется точными науками, ей это неинтересно, да и особых перспектив с ними в эпоху современных рыночных отношений не предвиделось. Укреплению этих стереотипов способствовала и тотальная компьютеризация, когда любой обыватель может прибегнуть к помощи компьютера и различных гаджетов для тех или иных вычислений. В результате количество желающих поступать на факультеты точных наук, резко сократилось. Все ударились в юриспруденцию, менеджмент, пиарщики и гиды стали более востребованной профессией, нежели математики и физики. Но достаточно скоро общество стало пожинать плоды агрессивного отрицания важности фундаментальных дисциплин. Оказалось, что некому развивать высокотехнологическую промышленность, катастрофически не хватает инженеров, агрономов и др.
Указанные тенденции практически в полной мере отразились и на ситуации в югоосетинской системе образования. В былые времена в Южной Осетии воспитали целую плеяду математиков, физиков и химиков во многом благодаря наличию сильных педагогов в школах и в тогдашнем педагогическом институте, где физмат традиционно считался одним из сильнейших факультетов. Математический уклон имела Цхинвальская общеобразовательная 6-я школа, ее ученики регулярно добивались успехов на различных олимпиадах. Затем, как и в других регионах бывшего СССР, в Юж-ной Осетии на долгие годы наступило время почти тотального доминирования гуманитарных научных дисциплин. Впрочем, в последние годы все же стали отмечаться другие тенденции, говорящие о повышении интереса учащихся школ республики к точным наукам. Доказательством тому, в частности, можно считать успехи наших школьников на различных соревнованиях по ментальной арифметике. Еще одним ярким примером, свидетельствующим о том, что югоосетинская молодежь начинает больше внимания уделять изучению математики, можно назвать результаты, достигнутые учеником 11 класса школы «Альбион» Аслана Плиева.
Его имя стало известно общественности Южной Осетии после выхода в свет учебного пособия «Решение задач повышенной трудности» из учебника «Алгебра и начало математического анализа Колмогорова», автором которого является юный математик. В брошюре собраны методы решения сложных задач, разработанные Асланом. Причины его успехов в области математики кроются в увлечении точными науками с детских лет. Еще до поступления в школу он мог, без чьей-либо помощи, вычислять и складывать. Уже в три года Аслан производил арифметические действия с круглыми цифрами до 1000, к четырем годам – до миллиона. С момента поступления в школу именно математика стала его любимым предметом. Свою роль в развитии математических склонностей Аслана сыграла и учительница математики школы «Альбион» Нелли Бибилова, оказавшая ему помощь в раскрытии таланта и умело направлявшая в нужное русло.
По ее словам, Аслан изначально отличался не только своими способностями в области точных наук, но еще и усидчивостью. Без этого ему не удалось бы добиться таких успехов. И действительно, как признается сам юный математик, некоторые задачи ему давались с трудом, но он вновь и вновь возвращался к ним, пока наконец, не находил подходящий метод для их решения. Разработанные Асланом методы и способы решения сложных математических задач были отобраны им в отдельную брошюру, которая предназначена для учащихся 10-11 классов, а также для абитуриентов. Как уверяет Нелли Бибилова, в своей склонности к точным наукам Аслан не исключение, интерес к ним проявляют и многие другие учащиеся. Ну а нашему юному дарованию предстоит и дальше шлифовать свой талант. Недавно он в онлайн формате сдал тест на получение именного лимита в один из престижных университетов Москвы, где, по всей видимости, продолжит развивать способности после школы. Похвальные результаты учащихся юго-осетинских школ не могут не внушать оптимизма о судьбе фундаментальных дисциплин в образовательной системе Южной Осетии. И дело не только в потребности республики в целом ряде специалистов, чья подготовка немыслима без основательных познаний в области математики, физики и других точных наук. Есть еще одна несомненная польза от изучения этих предметов, ее суть в свое время емко сформулировал Михаил Ломоносов, подчеркивавший – «математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Конечно, большинство гуманитариев готовы с жаром доказывать обратное, но наблюдения психологов и других специалистов, действительно подтверждают обоснованность утверждения великого русского ученого.
Доказано, изучая математику и решая задачи, ребёнок учится обобщать и выделять важное, анализировать и систематизировать, находить закономерности и устанавливать причинно-следст-венные связи. Математика, безусловно, развивает логическое абстрактное мышление, память, концентрацию внимания, точность и другие способности в ребенке. Согласитесь, эти качества пригодятся человеку не только в сфере точных наук, но и в любой другой профессии. Ведь каждому нужно научиться анализировать, отличать предположения от фактов, высказываться по существу и отчётливо выражать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи и т.д. Одним словом причин уделять повышенное внимание изучению математики в школе предостаточно.
И. ТЕДЕЕВА