Президент Южной Осетии дал интервью международному агентству Sputnik в формате ви-деоконференции, поскольку глава государства находится на самоизоляции в своей резиденции в поселке Дзау. Там он проведет еще около двух недель, как и до поездки на Парад Победы в Москву.
Глава государства поделился своими впечатлениями от Парада Победы в Москве, рассказал, о чем договорился с Владимиром Путиным, и объяснил, почему жители Южной Осетии должны выразить свое мнение на голосовании по поправкам в Конституцию РФ.
– Анатолий Ильич, Вы на днях вернулись из Москвы, где приняли участие в торжествах, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Главным событием, безусловно, стал военный парад. Каковы впечатления от увиденного в Москве?
– Прежде всего, хочу еще раз поздравить всех с этим великим праздником. Символично, что парад в этом году проходил в тот же день, что и в 1945 году – 24 июня. Все знали, что он должен был состояться 9 мая и главы государств получили приглашения на этот день. Но из-за пандемии Россия перенесла дату. Хочу заметить, что от этого масштабность мероприятия не уменьшилась. Я считаю, что это было эпохальным событием.
На параде Победы не было ощущения, что Россия показывает свои мускулы и демонстрирует мощь своих Вооруженных сил для того, чтобы ее боялись. Там была показана гордость России от работы всего военно-промышленного комплекса страны, который показал новейшую технику. Это говорит о серьезном оснащении российской армии и таком же подходе к развитию всего ВПК. Эту гордость прочувствовали все гости, а там были главы государств, послы. Лично на меня это произвело серьезное впечатление, и я чувствовал гордость за Россию, – как гражданин этой страны и как глава национального государства.
Атмосфера была теплая, все происходило подчеркнуто дружественно. Главы государств общались, как друзья.
– В этом году в Параде Победы на Красной площади участвовали более четырехсот офицеров и курсантов РВВДКУ. Возглавлял парадный расчет начальник Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного Ордена Суворова дважды Краснознаменного командного училища имени генерала армии Василия Маргелова гвардии генерал-майор Алексей Рагозин. Сердце не екнуло, когда увидели голубые береты?
– Конечно, когда проходили коробки воздушно-десантных войск, я их поприветствовал стоя. Мне хотелось подчеркнуть, что это – войска, к которым человек имеет непосредственное отношение. Меня пробирала гордость, когда по площади прошагали красивые, рослые, здоровые ребята, курсанты. Это было великолепно. Я не мог не встать и стоя не поприветствовать десантников.
Многие удивились, с чего это Президент Южной Осетии встал? Но когда все поняли, то заулыбались. Что касается Рагозина, мы с ним знакомы очень давно. Это русский офицер в лучшем понимании этого слова. Я благодарен и ему, всем преподавателям РВВДКУ, равно как и всех других вузов, где учатся наши ребята.
Хочу напомнить, что впервые на параде в Южной Осетии приняли участие курсанты высших военных вузов РФ. Видеокадры с прохождением коробки курсантов десантного училища я отправил командующему ВДВ. Он действительно был горд, ему было очень приятно.
– Удалось ли пообщаться с Президентом России Владимиром Путиным и главами других государств?
– Возможность была, и мы пообщались. Договорились о телефонном звонке. Поговорили и с другими главами государств. Общение было абсолютно неприхотливое с безусловным уважением. Говорил и о проблемах Южной Осетии, взаимодействии. Я получил большое удовольствие от общения с лидерами стран. Каждый из них, конечно, старается более тесно общаться с Россией.
Было понимание, что в Москву приехали друзья, чтобы порадоваться общему празднику. Все подчеркивали, что это – общий праздник. Не было разговоров о том, кто больше воевал, кто меньше, все осознавали, что это победа всего советского народа. И люди, которые там находились, представляли тот самый советский народ в современной интерпретации.
– Лидеры стран – мужест-венные люди? Как они отреагировали на то, что Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков, прилетев в Москву, так и не принял участие в Параде Победы из-за того, что у двоих членов киргизской делегации выявили коронавирус? Страха не было?
– Нет, никакой паники не было. Было большое сожаление, что киргизская делегация не смогла участвовать в празднике. Все абсолютно искренне сожалели.
– Вы добровольно ушли на двухнедельную самоизоляцию до поездки в Россию. И вернувшись, ушли на такой же по продолжительности карантин в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями. Где и как Вы проводите время? Не скучно быть «затворником»? Что смотрите, читаете? Каково это – дистанционно держать руку на пульсе страны?
– На самом деле, 28 дней сидеть на карантине – это не очень легко, какие бы условия ни были. У этой необходимости есть определенные издержки. Но я считаю, что поездка на парад в честь 75-летия Победы стоила этого. К этому дню наши отцы, деды и прадеды шли долгие четыре года, 1418 дней. И можно потерпеть 28 дней, чтобы своим присутствием выразить уважение всем ветеранам и победообразующей нации и государству – Российской Федерации. И приезд глав государств продемонстрировал именно это уважение. Недаром всех лидеров посадили между ветеранами Великой Отечественной войны. Поэтому я абсолютно не сожалею, что 28 дней проведу на самоизоляции.
Более того, у меня есть чем заняться. Не могу похвастаться тем, что в последнее время много читал. Но в этом месяце у меня такая возможность есть. Я с большим удовольствием и интересом читаю публицистику Юрия Габараева на осетинском языке. Там удивительнейшие статьи, и я очень сожалею, что до сих пор их не читал. Они касаются ситуации в Южной Осетии в разные годы, начиная с 90-х и заканчивая нашей современной действительностью. Там есть такие ситуационные моменты, которые были ясны и понятны, но когда ты на них смотришь с позиции, в данном случае Юрия Константиновича, это воспринимается чуть по-другому.
Что самое главное, мне было важно почитать книги на осетинском языке. На русском проблем нет – можно почитать и на телефоне, и на планшете. Книга Юрия Габараева была здесь в библиотеке, и я с удовольствием ее сейчас читаю.
Ну, и появилась возможность потренироваться, заняться здоровьем. За это время я скинул пять килограммов – бегал, подтягивался на турнике. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Тем не менее, работа не прекращается – вопросы решаются и по телефону, и во время совещаний в формате видеоконференций. Тем более, много вопросов нужно решать и по Инвестиционной программе, взаимодействию между органами власти. В любом случае, работы хватает.
– Семья переживает за Вас? Насколько часто и тесно Вы общаетесь?
– Общаемся каждый день, это обязательно. У нас в семье выпускник. Мама, конечно, переживает, как он будет поступать. Сын хочет поступить в Московский государственный юридический университет имени Кутафина. Он вроде уже документы отправляет, должны быть экзамены. С божьей помощью должно быть все нормально.
Ну, и, конечно, семейные дела всегда важны, их нужно решать в ежедневном режиме.
– Анатолий Ильич, карантин не вечен. Чем намерены заняться, в первую очередь, после выхода «в офлайн»? На чем сосредоточитесь?
– В первую очередь – дела государственные. У нас много серьезных проектов по Инвестпрограмме – дорога в Квайсу, водовод, многоквартирные дома, школа. Тем более в связи с коронавирусом есть некоторое отставание от графиков. И наша задача – определить график, порядок, взаимодействие, чтобы решить все проблемы, которые возникли по совершенно объективным причинам. Многие вопросы обсуждаются с российскими коллегами по повышению заработной платы, государственной гражданской службе. Вопросов достаточно много и правительству надо будет напрячься, чтобы все задачи выполнить.
Один из самых важных вопросов – это эвакуация людей, которые остаются в России, в Северной Осетии, в частности. Претензии людей абсолютно понятны. Но вместе с тем надо понимать всю степень ответственности не только тех руководителей, которые занимаются вопросами возвращения граждан, но и самих людей, возвращения которых ожидают. Конечно, некоторые форматы надо пересматривать. После моего выхода из самоизоляции мы этими вопросами займемся более плотно.
– И вопрос, который волнует сегодня едва ли не всех и каждого: открытие границы. Постановлением Правительства ограничения продлены до конца июля. Возможно ли, что поехать в Россию можно будет и раньше?
– Отменить Постановление – это не сложно. Самое главное – это обеспечить безопасность населения. Это главнее тех неудобств, которые возникли в связи с пандемией. Эта проблема не делится на проблему власти и народа. Она общая для всех. Большинство граждан в Южной Осетии все-таки понимают всю важность и необходимость предпринятых мер, и поддерживают их.
Мне тяжело представить реакцию сторонников открытия границы, если бы коронавирус вышел за пределы медучреждений. Давайте немного подождем. Тем более что уже в двух клиниках России начали разработку вакцины от коронавируса. Я очень надеюсь, что мы и пораньше откроем границу. Повторюсь – самое главное безопасность республики.
– Вопрос не столько в том, чтобы волевым решением взять и открыть. Речь о том, что, может быть, поменять форматы. К примеру, человек во Владикавказе может сдать тесты, получить заключение о том, что он не болен, предъявить документ на границе и избежать очередей в консульском агентстве, не сидеть на карантине.
– Я как раз до этого говорил, что мы будем пересматривать форматы. Это я и имел в виду. Но все это нужно обсуждать со специалистами. Во главу угла принятия любых решений будет стоять безопасность населения.
– Жители Южной Осетии, большинство из которых являются гражданами России, голосуют по поправкам в Конституцию Российской Федерации. Вы сами как голосовали и, если не секрет, за что?
– Прежде всего, хочу обратиться к гражданам Южной Осетии, которые имеют и гражданство России. Конечно, надо прийти и проголосовать. Те поправки, которые вносятся в Конституцию России, непосредственно касаются и жителей республики. Напрямую касаются. Могу привести пример. Согласно поправкам, законы России будут иметь большую юридическую силу, чем международные договора. Это касается каждого гражданина Южной Осетии. Потому что завтра это будет касаться таможенного оформления, ввоза транспортных средств и многих важных вопросов.
Я призываю более ответст-венно подойти и проголосовать за то, чтобы завтра у нас было больше возможностей. Не надо считать, что даже если кто-то не проголосует, решение все равно будет принято. Мы должны участвовать в процессах, которые происходят в жизни республики. Бытовой подход здесь недопустим. Должна быть ответственность каждого человека.
Официальный сайт Президента Республики Южная Осетия,
30 июня 2020 года