Алан ЧОЧИЕВ: «К 2007–2008 гг. РЮО станет членом ООН»

Вчера, 19 октября, выдающемуся политическому деятелю и историку, одному из основателей Республики Южная Осетия, лидеру национального движения «Адамон Ныхас» Алану Чочиеву исполнилось бы 76 лет. Последние годы Алан Чочиев проживал в Германии, где и скончался в конце августа. В предыдущем номере газеты «ЮО» опубликован небольшой материал, где ученые и политические деятели Южной Осетии делятся своими воспоминаниями и пытаются дать оценку его личности.
Мы решили еще раз представить вашему вниманию интервью с выдающимся ученым современности Аланом Чочиевым, которое он в период своего последнего пребывания в РЮО, в 2005 году дал нашей газете.
Добавим также, несмотря на то, что РЮО не стала членом ООН, она в 2008 году получила первое и самое важное международное признание – Российской Федерацией.

В 2005 году среди приглашенных на празднование 15-летия Республики Южная Осетия был Алан Резоевич Чочиев. В 80-90-х гг. – лидер общественно-политического движения «Адæмон Ныхас» и первый заместитель председателя Верховного Совета Республики Южная Осетия I созыва, доктор исторических наук, автор многочисленных изданий по арийской идеологии и этнографии.
Авторитетное мнение такой харизматической личности как Алан Чочиев по актуальным политическим вопросам представляет большой интерес и несомненную практическую значимость. Мы благодарны этому неординарному человеку за любезное согласие на интервью нашей газете.

– Поскольку Ваше имя у нашего читателя ассоциируется в первую очередь с движением «Адæмон Ныхас», хотелось бы услышать Вашу оценку деятельности этой организации с позиции сегодняшнего дня.
– Я должен сказать, что хорошо знаком с аналогичными национальными движениями других стран, но не знаю ни одну из этих организаций, которая бы прошла путь на таком высоком политико-правовом и моральном уровне, как это смогло сделать гражданское движение «Адæмон Ныхас».
С необыкновенным удовольствием я читаю статьи и брошюры, написанные членами «Адæмон Ныхас» в конце 80-х годов. В них нет ни одного прогноза, который бы через год, два или пять не был реализован. Не реализован только один прогноз – Южная Осетия пока не признана независимой, а он (этот прогноз) не был реализован по вине руководителей Южной Осетии после 1992 года. У нас были все политические и правовые основания, отчасти экономические, для того, чтобы быть независимыми.
– За чем же в таком случае стоит дело?
– Это и есть главный вопрос. В том-то и дело, что политический и юридический ресурсы, созданные «Адæмон Ныхас», не были документированы и позиционированы руководством Южной Осетии. Мы с Леонидом Николаевичем Кочиевым планируем встретиться в ближайшее время с президентом Эдуардом Джабеевичем Кокойты и обговорить именно этот вопрос, т.к. до сих пор наша позиция не документирована. Если б позиция Южной Осетии была документирована, то у Грузии не было бы оснований обвинять нас в сепаратизме, а наши вооруженные институты – армию, милицию и т.д. – считать незаконными вооруженными формированиями.
В 1990-м году я говорил, что к 1995 г. Южная Осетия будет членом ООН. Если же сейчас мы грамотно поведем свою внешнюю политику, то к 2007-2008 гг. Республика Южная Осетия станет членом ООН.
– Поясните, пожалуйста, что значит правильно позиционировать свою внешнюю политику?
– На момент распада СССР до декабря 1991 года только СССР являлся субъектом международного права. В Конституции СССР в преамбульной части говорится, что «Земля принадлежит тому народу, который на ней живет»… и т.д. Согласно закону, при выходе какого-либо образования из СССР вопрос решался референдумом.
Наш народ провел два референдума. 17 марта 1991 года по решению высшего законодательного органа СССР – Верховного Совета проводился референдум о сохранении СССР. Результаты этого референдума признаны международным правом и действительны по настоящее время, их никто не отменял и отменить уже не сможет, т.к. СССР больше нет. А правопреемник СССР – Российская Федерация – должна, обязана выполнять решения такого рода, как итоги референдума 1991 года.
Власти Грузии, в нарушение закона СССР, отказались проводить референдум и тем самым лишили народ Грузии своего законного, важнейшего права – права на волеизъявление.
Южная Осетия участвовала в референдуме. Более 80% граждан (в том числе грузинской национальности. – Ред.) приняли в нем участие и высказали свое волеизъявление. Обратите внимание: не Юго-Осетинский областной Совет принимал решение о сохранении автономии, а высший законодательный орган – Верховный Совет СССР провел референдум, в котором приняли участие жители Южной Осетии и проголосовали за сохранение Союза. Никто сегодня не может оспаривать этот факт. Отказ ГССР от участия в референдуме превратил его в референдум автономии.
Таким образом, с марта 1991 года мы находимся в составе Российской Федерации, так как она является правопреемницей СССР. Либо Россия должна выполнять свои обязанности как правопреемница СССР, либо она должна публично отказаться от того, что является правопреемницей СССР.
В те годы деятельность «Адæ-мон Ныхас» заключалась в том, что мы составили Обращение и направили его в соответствующие органы в Москву, но это было всего лишь Обращение, а не решение Верховного Совета.
В сентябре 1992 г. я ушел в отставку, а при Л.Чибирове уже ничего не сдвинулось с места в этом направлении.
17 марта 1991 г. Грузия «проголосовала ногами» за выход из состава Союза, а что касается Южной Осетии, то обвинение нас в сепаратизме абсолютно безосновательны, поскольку для того, чтобы являться сепаратистом, нужно нарушить закон, а мы его не нарушали. И это надо было документировать соответственным образом, довести процедуру до логического завершения. Правовая база для этого имеется и сегодня.
– А в чем был смысл проведения второго референдума?
-19 января 1992 года мы провели референдум потому, что с распадом СССР мы фактически «вываливались» из распавшегося Союза, мы не были сепаратистами, и нам надо было спросить свой народ (мы ведь не Грузия): чего он хочет? Так как ельцинская Россия игнорировала правомерность вхождения Южной Осетии в Россию после референдума 17 марта, то мы внесли в бюллетень референдума 19 января 1992 основной вопрос – о независимости Республики Южная Осетия. А также предложили народу вопрос о вхождении в Российскую Федерацию.
Фактически победил вопрос о независимости республики. В отличие от Грузии, мы вновь продемонстрировали миру свою приверженность к правомерным, демократическим действиям. Как оказалось, и независимость, и вхождение в состав РФ набрали почти равное количество голосов. Вопрос о независимости, учитывая на тот момент отношение ельцинской России к присоединению Южной Осетии, набрал побольше голосов.
– В чем Ваша основная претензия к другим руководителям республики?
– Политическая составляющая нашей позиции должна обозначить факт нашего противостояния фашизму, а не квалифицировать события в Южной Осетии как межнациональный конфликт, что происходит на протяжении после моего ухода из политики.
Понятие «межнациональный: конфликт» предполагает в какой-то степени равновеликую ответственность сторон. Между тем осетинская сторона не сожгла ни одну грузинскую деревню, не проводила на своей территории этнических чисток, не было случаев пыток и истязаний военнопленных, не говоря уже о мирном населении. Те же лица грузинской национальности, которые получают пособия как беженцы из Южной Осетии, таковыми на самом деле не являются. В ночь на 6 января 1992 года перед вторжением грузинской бандмилиции в спящий Цхинвал эти лица добровольно покинули свои жилища и предательски бросили на произвол судьбы своих соседей, родственников, бывших друзей – осетин. Они – не беженцы, они – предатели. Цхинвальские грузины в подавляющем большинстве с радостью поддержали задумку своего фюрера Гамсахурдиа о триумфальном возвращении в Цхинвал.
Из всего вышесказанного логически вытекают основные направления наших дальнейших дейст-вий – необходимость документирования позиции Республики Южная Осетия (пусть и с опозданием) в политической и правовой сферах.
Лишь в этом случае мы можем рассчитывать на то, что в 2007-2008 гг. Южная Осетия станет полноправным членом Организации Объединенных Наций.

Залина ЦХОВРЕБОВА

28.09.2005 г. №90,
газета «Южная Осетия»