85 лет Госавтоинспекции Южной Осетии
История образования службы уходит в середину 30-х годов. 3 июля 1936 года Совнарком СССР утвердил Положение о Госавтоинспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции. 20 июля того же года НКВД СССР издал приказ о вводе в действие «Положения о Государственной автоинспекции». Согласно этому приказу при рабоче-крестьянской милиции Грузии утверждались Государственная автоинспекция, ее руководство, штатные единицы государственных автоинспекторов города и районов республики. Через год утвердили новый штат Госавтоинпекции, и она стала учреждением, облеченным широкими правами, которое в тесной связи с органами милиции и всей общественностью взяло на себя важную государственную задачу – выявлять и ликвидировать причины, вызывавшие дорожно-транспортные происшествия, внедрять на автотранспорте передовой опыт, новые методы и формы работы, решительно бороться за высокую культуру движения в городах и на дорогах республики. В автономных республиках были созданы отделения, а в Юго-Осетинской автономной области – группа автоинспекции. Госавтоинспекторами были назначены Д. Г. Ломидзе и В.А.Недоспасов.
За годы становления и развития данного ведомства, менялась специфика работы, увеличивалось количество сотрудников, обновлялась техническое оснащение. По словам начальника УГИБДД МВД РЮО генерал-майора Алана Джиоева, сегодня в структуре ведомства трудится 135 человек. Руководство республики уделяет им большое внимание, и создает все условия для выполнения своих профессиональных обязанностей. В их числе и современные средства видеофиксации, благодаря чему облегчается работа инспекторов, фиксируются нарушения правил дорожного движения. «В скором будущем в республике заработает так называемый «безопасный город» и все нарушения ПДД будут фиксировать видеокамеры и ни один нарушитель уже не сможет укрыться от правосудия. Сегодня количество машин увеличилось намного, соответственно прибавилось работы и у инспекторов, и потому необходимо улучшать условия работы наших сотрудников», – отметил Джиоев.
– Алан Амиранович, как вы оцениваете работу инспекторов УГИБДД Южной Осетии?
– Думаю, оценку деятельности УГИБДД должны давать народ и руководство. Когда в республике не происходит дорожно-транс-портных происшествий, соблюдаются правила дорожного движения со стороны водителей, то тогда можно сказать, что сотрудники УГИБДД работают нормально, но все же оценку должны давать народ и руководство.
Основное внимание Госавтоинспекции направлено на профилактику правил дорожного движения, где выявляются злостные нарушители ПДД, систематически проводим рейдовые мероприятия совместно с другими службами. Управление УГИБДД является структурным подразделением МВД Южной Осетии и входит в состав милиции общественного порядка. Она осуществляет контроль и надзор за дорожным движением, правовую основу нашей деятельности составляет Конституция РЮО и распоряжения президента и правительства, нормативно-правовые акты МВД и др.
– А что, на ваш взгляд, самое сложное в работе ГАИ?
– Главное в нашей работе – сохранение жизни и здоровья граждан. Это является приоритетным в деятельности ведомства. Сотрудники ГАИ работают с людьми – водителями и пешеходами, и потому они должны уметь разговаривать с населением, быть образованными и знать свои профессиональные обязанности. Сегодня очень много транспорта в республике, причем с каждым днем их количество увеличивается. И потому сотрудник ГИБДД не может бороться с каждым нарушителем – инспекторов на всех нарушителей просто не хватает. Простая статистика: за прошедшую неделю было выявлено нарушителей ПДД из числа водителей 286, из них 18 автовладельцев управляли автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем водителям – не нарушать ПДД, безопасность дорожного движения зависит от всех нас, и если каждый гражданин будет соблюдать все правила и не нарушать их, то облегчится жизнь каждого из нас.
– Говоря о пьяных водителях, каково количество таких нарушений, и какая работа ведется по искоренению данного явления?
– За шесть месяцев количество нарушений правил дорожного движения составило 4386. Из них 182 – это управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Против них принимаются достаточно жесткие меры. Если человека задержали первый раз при управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии, то он подвергается штрафу 20 000 руб. и лишается прав до двух лет через суд. Повторное задержание, будучи лишенным прав уже 30 000 руб. штрафа или 15 суток в ИВС. Но если в течение года от первого задержания в нетрезвом состоянии водителя задержат в третий раз, то ему грозит уже до двух лет лишения свободы. Сумма штрафа за последние годы выросла, из 800 рублей до 30 тысяч. Каждый водитель должен сам понять, что пьяный за рулем – это преступление. Наша цель – бороться с нетрезвыми водителями, и будем принимать против них самые жесткие меры.
Работа ГАИ – профилактика и наши инспекторы занимаются этим постоянно, но каждый водитель должен сам понять и быть ответственным за рулем. Роль профилактической работы огромна, а их проведение необходимо, так как многие водители иногда даже не понимают, что совершают нарушения. А если водители не соблюдают ПДД, то они злостные нарушители безопасности дорожного движения. Безопасность движения ради безопасности жизни зависит от нас всех.
Что касается ДТП, то согласно статистическим данным за шесть месяцев этого года произошло 74 происшествия. Из них в статучет вошли десять. Когда происходит незначительное ДТП, в результате которого водитель не получает увечья, то мы их не вносим в статучет. Согласно приказу МВД России от 1996 года в государственную статистическую отчетность по ДТП включают происшествия, в которых погибли или были ранены люди. Именно потому из 74 в статучет попали только десять. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в этом году наблюдается снижение количества ДТП практически по всем показателям.
– Последнее время было несколько ДТП с участием несовершеннолетних. Что нужно сделать, чтобы таких явлений больше не было?
– Нарушения с участием несовершеннолетних было зарегистрировано три случая. Мы проводим беседы с подростками на тему ПДД, а в преддверии выпуска мы этому вопросу уделяем еще большее внимание. Но все-таки нерадивые родители дают управлять своим чадам транспортные средства. А этого категорически нельзя допускать. Водительские удостоверения выдаются только в восемнадцать лет. И чтобы не было нарушений с участием несовершеннолетних, необходимо, чтобы родители контролировали своих детей.
– Как часто сталкиваетесь с ситуацией, когда виновником ДТП становится пешеход? Ведь соблюдать правила дорожного движения должны не только водители, но и все участники дорожного движения…
– Такие ситуации бывают достаточно редко, и они говорят «о невнимательности водителя». Если пешеход переходит проезжую часть в неположенном месте и его сбила машина, то это нарушение. Но когда водитель не превышает скорость, то он успеет вовремя притормозить.
– Много негатива выплескивают на инспекторов?
– Как без этого. Зачастую водитель, нарушая ПДД, все же настаивает на своей правоте и доказывает инспектору, что он ничего не нарушал, тогда может возникнуть и «перепалка» между ними. Но когда инспектор знает свои права и обязанности, то он может грамотно и доходчиво объяснить нарушителю его нарушения. С такой категорией водителей проводят профилактическую беседу и делают ему предупреждение, что в следующий раз он будет привлечен к административной ответственности.
– Актуальным остается вопрос парковок. Есть какие-то подвижки в этом направлении?
– С каждым годом парк транспортных средств Южной Осетии увеличивается. Если в республике появится еще тысяча машин, то есть большая вероятность, что город «встанет». А сегодня их количество превышает 30 тысяч. Наш город изначально не был рассчитан на такое количество машин, а новых дорог пока не построили.
Сегодня в гаражах свои автомобили практически больше никто не ставит, и проезжая по улицам города, можно увидеть, что на всех улицах вдоль обочин стоят машины, или же на тротуарах, что является нарушением ПДД. Мы, безусловно, боремся с такими явлениями, штрафуем водителей, но прийти к общему знаменателю пока не смогли. В республике нет парковочных мест, и водители каждый раз, когда им делают замечание инспектора, задают вопрос – где поставить свою машину? Думаю, все же нужно стараться, чтобы каждый человек, имеющий транспортное средство, парковался таким образом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения. К решению вопроса парковочных мест необходимо подойти комплексно, с участием всех заинтересованных ведомств. Конечно, его нельзя решать в один день. Но если каждый водитель будет относиться к другим с уважением и пониманием, будет показывать культуру вождения, то, думаю, этот вопрос, да и многие другие, можно решить уже сегодня.
Работа ГИБДД самая сложная в системе МВД, так как каждую минуту инспектор встречается с нарушителем. Хочу поздравить всех сотрудников УГИБДД с профессиональным праздником и пожелать им здоровья, благополучия и чтобы на дорогах Южной Осетии не происходили дорожно-транспорт-ные происшествия.
В связи с праздником прошло торжественное построение личного состава. Слова благодарности и поздравления были адресованы всем сотрудникам ведомства.
А. ДЖИОТЫ