/Юго-Осетинский госдрамтеатр: немного о достижениях к праздничной дате

Юго-Осетинский госдрамтеатр: немного о достижениях к праздничной дате

В минувшие выходные артисты, специалисты различного профиля, имеющие отношение к работе храма Мельпомены и просто театралы, отмечали Всемирный день театра. К своему профессиональному празднику югоосетинская труппа подошла с неплохим заделом, достаточно успешно отработав в течение истекшего года. Наиболее громким проектом последнего периода, привлекшим внимание публики не только в Южной Осетии, но и за ее пределами, безусловно, стал спектакль режиссера Тамерлана Дзудцова «Последний свидетель», оказавшийся самой масштабной постановкой последних десятилетий на югоосетинской сцене. Первоначально планировалось представить его на суд зрителя к столетию геноцида осетинского народа в 2020 году, но ряд причин, включая пандемию коронавируса, помешали планам. В конечном итоге премьерный показ постановки, которую представители прессы сразу же назвали эпохальной, состоялся в январе текущего года. Причин для столь высокой оценки было много, в частности, внимание общественности привлекло количество участников – в спектакле была задействована вся труппа театра, студенты актерского факультета ЮОГУ и даже школьники. В ряде эпизодов принимали участие артисты Северо-Осетинского академического и Дигорского театров. Масштабность была обусловлена сценарием, предполагавшим зрелищные массовые сцены, включая сюжет с переходом беженцев из Южной Осетии в Северную через Главный Кавказский хребет.
Помимо массовости, уникальность спектакля «Последний свидетель» для Юго-Осетинского госдрамтеатра заключалась в изобилии спецэффектов, с помощью которых, к примеру, воссоздали погодные условия в сценах, где был показан переход беженцев через горы. Для правильной отработки спецэффектов театр приобрел соответствующее оборудование и пригласил квалифицированных специалистов. В результате проект оказался очень дорогостоящим, но значимость тематики и эффект от постановки оправдали все расходы. К тому же изначально предполагалось, что спектакль будет ориентирован не только на осетинскую аудиторию, но и на зрителей из других стран. Теперь усилия руководства театра будут сосредоточены над тем, чтобы представить «Последнего свидетеля» на театральных подмостках Российской Федерации в ходе очередных гастролей Юго-Осетин-ского госдрамтеатра. В случае успешных показов за пределами республики постановка фактически станет дополнением к тем мероприятиям информационного характера, которые предпринимались в вопросе признания геноцида осетин 1920 года.

Новый театр – новые постановки
В целом, оценивая деятельность югоосетинской труппы за последние годы, следует признать, что полноценные условия для творчества, созданные в новом здании Юго-Осетинского госдрамтеатра, оказали положительный эффект на результативность ее работы. С момента открытия нового здания театра в 2019 году вниманию театралов республики был представлен целый ряд новых успешных постановок. В их числе «Фатима» Тамерлана Дзудцова, «Коста» Романа Габрия, «Æфхæрдты Хæсанæ» Розы Бекоевой, «Сæтти æмæ Бæтти» Тамерлана Дзудцова, «Æз ус на курын» Фатимы Качмазовой, «Дон Жуан» Казбека Джелиева, уже упоминавшийся «Последний свидетель» Тамерлана Дзудцова, «Пæсæйы фæндон» Валерия Цариева и другие спектакли.
В актив югоосетинской труппы, безусловно, можно занести также успешные прошлогодние гастроли в Москве, где на суд искушенного московского зрителя было представлено три спектакля — «Антигона» Жана Ануя, «Юлий Цезарь» Шекспира и «Фандо и Лис» Аррабаля. Показы проходили на сцене Центрального дома актера им. А.А. Яблочкиной, Вахтанговского и Российского академического Молодежного театров.
Гастроли в столице Российской Федерации проходили с 5 по 8 апреля 2021 года в рамках Арбатских встреч и были приурочены к 90-летию Юго-Осетин-ского госдрамтеатра. Как отметил после гастролей худрук театра Тамерлан Дзудцов, югоосетинские артисты, выступая перед искушенным московским зрителем, проявили себя на самом высоком уровне, несмотря на то, что столичных театралов трудно чем-либо удивить, учитывая наличие в Москве театров любого жанра. «Мы наблюдали полную тишину в зале, а после спектаклей народ не расходился, хотел общаться с артистами. Мы получили признание в том, что в последнее время зрители не видели ничего подобного в московских театрах», — сказал Тамерлан Дзудцов.

Артисты Северной и Южной Осетии развивают сотрудничество
Оценивая работу Юго-Осе-тинского госдрамтеатра, нельзя не обратить внимание на позитивную тенденцию, отмечаемую за последние годы. Речь идет о набирающем темпы творческом сотрудничестве артистов Северной и Южной Осетии. Двустороннее взаимодействие осуществляется в рамках подписанного в ноябре 2019 года соглашения о сотрудничестве между Юго-Осетинским госдрамтеатром и Государственным академическим театром Северной Осетии. Соглашение в первую очередь направлено на объединение усилий театральных учреждений РЮО и РСО-А в деле сохранения национальных традиций и самобытности в сфере театральной культуры и зрелищного искусства, развитие и распространение художественных достижений в этой области, поддержание региональных и международных культурных отношений.
Кроме того, для обеспечения наиболее быстрого и эффективного достижения общих целей стороны в соответствии с договоренностями должны осуществлять обмен информацией относительно их совместных проектов, а также проводить совместные консультации. В качестве примеров успешного сотрудничества можно привести прошлогодние обменные показы Юго-Осетинского госдрамтеатра и Государственного академического театра Северной Осетии, а также взаимное участие артистов двух театров в постановках на югоосетинской и североосетинской сцене, которое планируется ввести в постоянную практику.
Ярким примером подобного сотрудничество стали, в частности, постановки спектаклей «Последний свидетель», «Пæсæйы фæндон» и «Дон Жуан». Как неоднократно отмечали в руководстве Юго-Осетинского госдрамтеатра, проблем с творческим взаимодействием североосетинских артистов с югоосетинскими коллегами нет никаких, поскольку сотрудничество между ними налажено давно.

Юго-Осетинскому госдрамтеатру – 91: как все начиналось
История храма Мельпомены на Юге Осетии насчитывает уже 91 год. Основанный в июле 1931 года, Юго-Осетинский госдрамтеатр быстро становится центром развития национальной культуры. Этому способствовали десятки талантливых творческих деятелей, внесших значимый вклад в культурный прорыв, наблюдавшийся в Южной Осетии в тот период. Среди них Махарбек Туганов – гениальный мастер кисти, создавший первые полномасштабные декорации для театра, первый осетинский профессиональный композитор Борис Галаев, сочинивший музыку к целому ряду спектаклей, Владимир Хетагуров – прославленный артист, хореограф и танцор, поставивший на сцене несколько спектаклей в первые годы работы профессионального театра и другие. Позднее свое особое место в истории Юго-Осетинского госдрамтеатра займут известный театральный художник Таурбек (Тата) Гаглоев, маститый осетинский режиссер Владимир Каиров, выдающийся осетинский композитор Феликс Алборов, который создал музыку для ряда постановок.
Помимо них, свой неоценимый вклад в развитие Юго-Осе-тинского драмтеатра внесли десятки талантливых артистов, сценаристов и режиссеров, имена которых навсегда вписаны в историю осетинского театрального искусства. Традиции, заложенные ими, продолжают сегодняшние представители югоосетинской труппы, среди которых 11 народных артистов и 19 заслуженных артистов Южной Осетии. Помимо артистов этот профессиональный праздник имеет прямое отношение к целой прослойке специалистов, участие которых в спектаклях невидимо для зрителя, но без них сложно представить успех постановки. Речь идет о художниках, костюмерах, осветителях, гримерах, администраторах и монтировщиках декораций и многих других.
Алла ГЕРГАУЛОВА