Цхинвал в ожидании открытия 88-го театрального сезона

Нынешний 2019 год объявлен в республике Годом выдающегося классика осетинской национальной литературы, крупного общественного деятеля и мыслителя Коста Левановича Хетагурова.

В знак уважения к личности величайшего поэта Осетии, открытие нового здания Юго-Осетинского государственного драматического театра, носящего имя Коста Хетагурова, состоялось премьерным показом спектакля «Фатима» по одноименному произведению Коста.
В преддверии открытия 88-го театрального сезона мы встретились с художественным руководителем творческого коллектива, главным режиссером театра Тамерланом Дзудцовым и попросили рассказать о ближайших творческих планах.
«Возможности новой сценической площадки и техническое оснащение нового здания театра открывают нам широкие творческие горизонты, которые мы с радостью и энтузиазмом намерены осваивать, – говорит худрук. – Наш творческий коллектив намерен создать на новой базе театра истинный храм искусства. Каждый истинный театрал приходит в театр с миссией глубже познать искусство, а наше назначение передать со сцены, как с алтаря храма, сценическое прочтение извечных истин, давая зрителю возможность осмысления увиденного, игры актеров», – подчеркнул Т.Дзудцов.
Профессиональный театр в столице югоосетинской автономной области г. Сталинир впервые открылся в июле 1931 года спектаклем по пьесе С.Церетели «Лихорадка», – в постановке В. Хетагурова.
Каким же спектаклем откроется предстоящий сезон? Единогласным решением администрации и творческого коллектива, каждый новый сезон будет открываться спектаклем «Фатима», в знак глубокого уважения к человеку и патриоту, чье имя и носит театр.
По словам Дзудцова, ближайший формат творческой работы предусматривает подготовку к трем спектаклям, – это постановка по пьесе Дате Мамсурова «Адохæты Хасанæ», (режиссер Роза Бекоева). Сам Дзудцов сейчас репетирует спектакль «Сæтти амæ Бæтти». «Я готовлю этот спектакль с оглядкой на старших коллег, задействованных в нем, заслуженных артистов РЮО Хсара Ванеева и Вильгельма Хасиева, которых очень уважаю и чту, и для которых сезон является юбилейным. К тому же им исполняется по 70 лет», – с улыбкой говорит Т.Дзудцов.
Над постановкой по пьесе Красногорова «Безумная любовь» сейчас работает режиссер Эдуард Келехсаев. Также, по словам Дзудцова, в постановке молодого режиссера Сармата Котаева готовится детский спектакль по сказке «Вислоухий пес».
– Тамерлан Ефимович, в нашем театре ощущается нехватка молодых кадров. Изменилась ли ситуация в лучшую сторону на сегодня?
– К сожалению, ничего не изменилось. Последние молодые актеры Алан Чочиев и Залина Бекоева, пополнившие наш коллектив, приехали два года назад, это выпускники североосетинской театральной студии. Мы надеемся, что на базе ЮОГУ в будущем году откроется актерский факультет.
– Новый театр, новые площади, новые возможности. Скажите, укомплектован ли театр всеми необходимыми специалистами?
– Определенные специалисты у нас есть, но ощущается нехватка профильных работников в административной и в технической части. Ведь функционально новое здание театра располагает большими возможностями, которые должны максимально использоваться. Учитывая масштабы, фронт технической работы широк и требует достаточное количество работников.
Сейчас мы прорабатываем вопросы по формированию театрального оркестра, к этой работе привлечены специалисты нашего коллектива. Театральный оркестр необходим в работе.
Самая большая проблема заключается в нехватке рабочего времени для подготовки и выпуска спектаклей. Второе – финансирование новых постановок и восстановление старого репертуара.
Самой большой проблемой является отсутствие тематического выбора, потому как сегодня почти нет современных молодых драматургов. На данном этапе творческий коллектив работает с произведениями Алана Остаева, который делает свои первые шаги в осетинской драматургии.
На сегодня мы работаем вместе с этим автором. К следующему сезону мы надеемся подготовить новый спектакль под рабочим названием «Геноцид». Он посвящен 100-летию геноцида осетин со стороны меньшевистской Грузии. Конечно, одного драматурга недостаточно. Если в советское время у нас было очень много драматургов, которые сами предлагали свои пьесы, то сегодня мы с фонарем ищем таковых.
– А как на ваш взгляд можно решить эту проблему?
– Это сложный вопрос. Если нет у человека внутреннего желания, таланта, как заставить человека с улицы написать нормальную пьесу? Ведь жанр драматургии очень сложен. И это боль не только нашего театра, но боль культуры, искусства, литературы Осетии.
Предназначение театра не только в развлечении зрителя, ибо театр является мощным рычагом социального воздействия, передача эмоциональной и психологической атмосферы действа, происходящего на сцене, и может служить эффективным средством борьбы негативными явлениями. Режиссер и актеры на сцене порой помогают зрителю пережить сложные моменты во взаимоотношениях людей, найти выход из сложившейся ситуации…
Цхинвальцы охотнее ходят на комедии, но всегда рады еще и еще раз лицезреть «Фатиму» Коста. Вообще я считаю, что все пьесы, построенные на классической драматургии, всегда и всем больше интересны и востребованы.
– Испытывает ли театр нехватку хороших режиссеров?
– На данный момент кроме меня, числится еще три режиссера. К примеру, Фатима Качмазова, которая недавно очень удачно поставила спектакль «Я не женюсь» по пьесе Исака Гогичева.
Эдуард Келехсаев сейчас работает над постановкой Красногорова и молодой режиссер Сармат Котаев, поставил спектакль «Свекровь» и детскую сказку «Волк и зайцы». Помимо этого мы не отказываемся от приглашенных режиссеров. У нас успешно работает Роза Бекоева из Владикавказа, очень опытный и талантливый человек. Ранее она поставила два спектакля. Также ведем переговоры с владикавказскими коллегами, приглашаем специалистов, которым интересно поработать с югоосетинскими актерами. Тесно общаемся с москвичами. Режиссер Азаревич не раз приезжал в Цхинвал и мы вновь ожидаем его приезда. Есть Марат Гацалов, мы говорили с ним, думаю, что скоро приедет, это очень именитый московский режиссер. Он обладатель нескольких «Золотых масок» и один из прогрессивных молодых режиссеров. Есть и другие российские режиссеры, которые я думаю, в скором времени посетят наш театр.
Прошедший 87-й театральный сезон прошел очень плодотворно для театральной труппы. На сцене нового театра состоялось два премьерных показа – спектакли «Фатима» и «Я не женюсь». Актерская труппа приняла участие в трех международных фестивалях. Театр выезжал в Луганск со спектаклем «Лес» по пьесе Островского, в Ульяновск на фестиваль «Мы вместе», где мы произвели настоящий фурор, в Адыгею со спектаклем «Антигона», удостоившийся высшей оценки в номинации «Лучшая режиссура». Актриса Зарина Бекоева получила спецприз жюри, а актер Андрей Чочиев удостоился первого места «За лучшую роль второго плана».
– Вы как-то говорили, что в Цхинвале будет проводиться ежегодный фестиваль «Кавказкий дом». Жива ли еще эта идея?
– Эта замечательная идея не только жива, но обговорена на всех уровнях. Глава республики Анато-лий Бибилов поддержал наш творческий план, но попросил обождать до окончания строительства здания новой гостиницы. Ведь форум такого масштаба предполагает много гостей, которых необходимо комфортабельно разместить. Как только завершатся все эти работы, мы сообщим об открытии фестиваля «Кавказский дом», на который пригласим коллег со всего Кавказа.
P.S. Главный режиссер Югоосетинского Госдрамтеатра сообщил, что творческий коллектив активно готовится к знаменательной дате – 160-летию со дня рождения Коста Хетагурова, который торжественно отмечает вся Осетия 15 октября. А в конце октября планируется официальное открытие 88 театрального сезона. Также коллектив театра в ноябре примет участие в фестивале «Сцена без границ», который будет проходить в Северной Осетии.
В завершении нашей беседы с Тамерланом Дзудцовым хотелось бы поздравить нашего главного лицедея с присвоением ему, указом Президента РСО-Алания В. Битаровым, в июне текущего года, почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСО-Алания», и пожелать творческого вдохновения и дальнейших успехов на большой сцене.
Михаил ГАБАЕВ