Сергей Кочиев о программе ансамбля, оригинальных идеях и планах
Незабываемым событием в жизни осетинского народа было открытие в Южной Осетии в далеком 1936 году государственного ансамбля песни и танца «Симд» им. Бориса Галаева. С тех пор ансамбль вырастил плеяду профессиональных музыкантов, композиторов, хореографов и танцоров, радуя творчеством осетинского зрителя и ценителей искусства других стран.
В августе 2021 года художественным руководителем ансамбля «Симд» был назначен хореограф Сергей Кочиев – человек в ансамбле далеко не новый, а потому проблемы коллектива воспринимает, как собственные.
Сергей Кочиев прошел все ступени профессионального роста. Говорят, на сцене он умел делать буквально все, причем с особым, только ему характерным чувством танца, глубоким пониманием его внутренней сути. Начал танцевать с 12 лет в студии ансамбля «Симд» под руководством Геннадия Биченова, и уже через два года выступал с основным составом ансамбля, где работал до окончания школы. В 2014 г. Сергей окончил Московский государственный университет культуры и искусств, став артистом государственного академического Кубанского Казачьего хора. Через два года, приехав в Цхинвал, стал репетитором по классическому танцу в «Симд». Одновременно работал в Мариинском театре хореографом спектакля оперетты «Бабий бунт». Через год уехал в Санкт-Петербург, где занялся хореографией. В 2018 г. Сергей, как он говорит, завершил свой путь артиста, но с опытом руководителя постановок в детских коллективах.
О деятельности коллектива «Симд», своих оригинальных идеях, культурной программе ансамбля, гастрольных планах на 2022 год и многом другом Сергей Кочиев рассказал в интервью газете «ЮО».
– Сергей, как Вы приобщились к хореографии, что вы считаете достижением и что для Вас осетинские танцы?
– Работая с разными коллективами, я набрал разносторонний опыт в хореографии и репетиционном процессе. Достижениями в хореографии считаю каждый свой шаг на профессиональном пути. Но самым большим достижением считаю работу с очень большими профессионалами, я многому от них научился. Весь мой карьерный путь, начиная с 12 лет, привел меня к тому, где я сейчас есть… По жизни придерживаюсь принципа «мы сначала становимся, потом делаем, а не делаем, чтобы стать».
Что для меня значат осетинские танцы? Прежде всего, я осетин, и мне искренне хочется поднять уровень нашей культуры. У меня болит душа за развитие хореографии осетинских танцев, которая, не побоюсь сказать, за последние 20 лет, на мой взгляд, потеряла свои корни, поскольку давно не помню, чтобы кто-то на свадьбе танцевал «Хонгае», «Сиргае», «Зилгае»… Мы обязательно вернем эти корни и усовершенствуем осетинскую хореографию.
– Легко ли было сработаться с коллективом после назначения худруком?
– В начале пришлось работать в сумасшедшем темпе, так как задача была серьёзная, но не скажу, что испытывал сложности. За месяц нужно было собрать коллектив, составить программу и отправиться в Самару. Нам это удалось. Вернувшись с гастролей, я заметил главную проблему – отсутствие конкуренции в коллективе, и мы объявили набор молодых стажеров от 15 до 20 лет. Молодые кадры нам необходимы. Если артист понимает, что его никем не заменят – он расслаблен, а молодой конкурент рядом – это мотивация. Вторая проблема – отсутствие рояля, который требовался для занятий классическим танцем под классическую музыку, а не под доули и гармонь, что не является нормой именно для классического танца и в начале моей работы этот вопрос тоже был решен. Проблемой является и видение хореографии, которое нужно строить, чтобы коллектив мог успешно организовывать выступления и гастроли. Мне хочется поставить некое «шоу» на основе историй о человеческих ценностях, чтобы это было интересно любому зрителю и которое будет пользоваться большим спросом у зрителя в Осетии, на Кавказе, России и разных уголках мира.
– Ваша оценка деятельности «Симд» за 2021 год?
– Если говорить о деятельности «Симд» за прошлый год, она будет разделена на «до» и «после». Первое полугодие работал не я, и то, что было до меня, мне сложно оценивать. Я был занят открытием своей школы танца. Если говорить про второе полугодие, какие-то моменты я уже обозначил выше – поездка в Самару. После приезда мы поработали полтора месяца, которые не были продуктивными из-за пандемии: артисты болели и было проблематично проводить полноценные репетиции. Затем помешал карантин. В итоге в декабре мы показали всего четыре танца. Но после праздников коллектив с энтузиазмом начал работать.
– Какие планы у «Симда» на 2022 год?
– Концертная программа на 2022 год полностью не утверждена. В программе не хватает трех новых танцев – чеченского, убыхского и осетинского. Из собранных – один военный номер тоже нуждается в доработке, более того, нет еще костюмов и некоторой атрибутики. Наш новый танец не хочется представлять в не готовом виде, это может вызвать негативные комментарии. Не каждый зритель понимает – новая постановка в самом начале создания нуждается в чистке. Танец абсолютно новый, мы показали его в контекстном варианте и работа над ним не завершена. Кроме того, у нас новый дуэт, номер называется «Наедине с собой», также связанный с военной тематикой. Он интересный, и мы внесли постановку в репертуар. Обязательно планируем концерты и в районах. Мы помним о зрителе всей Южной Осетии, а не только столицы.
– Что для Вас источник новых творческих идей, вдохновения и энергии?
– Засыпать с книгой в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра без будильника, придерживаться правильной диеты, исключить сладкое и мучное, пить больше воды. Состояние в таком режиме очень созидательное и дает сумасшедшую энергию. В этом состоянии, бывает, и вдохновение не нужно. Дополнительное вдохновение для меня – определенные люди, с которыми работаю. К примеру, возьмем талантливого солиста Инала Биченова, своей энергией заряжающего остальных. Такие же источники вдохновения – другой солист Инал Санакоев, балетмейстер Алана Бязрова. Благодаря их характеру от них исходит большая энергия. Конечно же, наш композитор Мурат Плиев, пишущий потрясающую музыку. Работа с такими людьми мотивирует и вдохновляет на новые идеи.
– Как Вы привлекаете молодых танцоров в ансамбль? Расскажите о процедуре и критериях отбора?
– В основном отбираем молодых людей 15-22 года. С радостью рассматриваю кадры, которые принесут с собой новые знания и смогут научить других. Я ценю сильную мотивацию у артиста к работе, которая необходима, чтобы он трудился сам. Для меня также очень важна порядочность в человеке. Такие люди всегда привносят более позитивную энергию в коллектив, что сказывается на продуктивности работы. И, конечно, очень важны способности и навыки артиста.
– Вас просят устроить кого-то в «Симд» «по блату»?
– Для меня очень важна качественная работа коллектива, поэтому отбор предельно честный и справедливый. Без этого не сможем подобрать настоящие таланты для движения вперед. Поэтому я не обращаю внимания на такие просьбы.
– Проводятся ли для коллектива госансамбля мастер-классы и аттестации с привлечением опытных специалистов извне?
– Мы об этом думали, но дефицита знаний коллектив не испытывает, и потом для этого есть худрук, репетитор и балетмейстер. Аттестацию мы планировали до Нового года, но отложили из-за ухудшения погодных условий и схода лавин на Транскаме. Но аттестация обязательно состоится.
– И, наконец, гастроли. Куда поедет «Симд» в этом году?
– Договоренностей, как таковых, еще нет, но в планах на 2022 год – около 20 концертов. В т.ч., три концерта по Северному Кавказу и столько же в других регионах России. Кроме того, как я говорил, проведем пять концертов в районах Южной Осетии. Если посчастливится, то поедем на гастроли и за рубеж…
Диана КАБАНОВА