Национальная культура, без сомнения, относится к числу факторов, оказывающих ключевое влияние на самосознание каждого народа. За работой многочисленных организаций и коллективов, за творчеством представителей различных направлений искусства скрывается некая совокупность ценностей, набор цивилизационных кодов и норм поведения, определяющих самобытность этноса. Уже понимание этого фактора позволяет осознать значимость успешного функционирования Министерства культуры вместе с подведомственными структурами и необходимость своевременного решения проблем, назревших в важнейшей сфере жизнедеятельности государства.
Более месяца назад культурное ведомство Южной Осетии возглавила Рада Дзагоева. В интервью газете «ЮО» она рассказала о приоритетах на ближайшее будущее и способах решения основных проблем, препятствующих успешной работе Министерства.
– Какие проблемы в сфере культуры Вы намерены решать в приоритетном порядке?
– Сфера культуры Южной Осетии, наверное, одна из наиболее многочисленных в нашей республике по численности работников. Всего в ней задействовано более 2 тысяч человек. Это и Госдрамтеатр, «Симд», художественное и музыкальное училища, библиотеки, различные творческие коллективы, всего 22 подведомственные организации. Проблем в нашей отрасли больше, чем можно предположить. Для стороннего наблюдателя они не так заметны, но вникнув глубже, обнаруживаешь огромный ворох трудностей, накапливавшихся на протяжении многих лет. Учитывая, что одновременно взяться за решение всех проблемных вопросов невозможно, мы будем определять приоритетные направления, требующие безотлагательного внимания. Если коротко, то нам предстоит очень большой объем работы по возвращению утраченных позиций, по возрождению сферы культуры Южной Осетии.
Недавно кто-то из журналистов спросил, что мы намерены сделать для избавления югоосетинской культуры от налета провинциальности. Такая постановка вопроса меня несколько расстроила, поскольку осетинская культура никогда не была провинциальной. Осетинское сценическое искусство, наше изобразительное искусство, хореография и музыка никогда не носили налета замшелой провинциальности. Их уровень, качественное наполнение и глубинные смыслы всегда перешагивали местечковые масштабы, вызывая живой интерес широкой аудитории далеко за пределами Южной Осетии. Это обстоятельство, кстати, объясняет тот факт, почему наши композиторы и исполнители, художники и представители других направлений искусства достаточно легко завоевывают новые высоты, получая доступ к различным элитным культурным площадкам – как российским, так и международным.
Другое дело, за последние тридцать лет в силу определенных обстоятельств у нас по ряду направлений серьезно пошатнулись позиции, мы потеряли целые поколения, на которых держалось югоосетинское искусство. К большому сожалению, нарушено то, что называют преемственностью поколений. К слову сказать, во многом это стало причиной тех потрясений и скандалов, которые наблюдаются в нашем «Симде» все последние годы.
Возвращаясь к вопросу о приоритетных задачах в деятельности Минкульта, могу перечислить несколько из них. В первую очередь, будем работать над тем, чтобы вывести на должный уровень работу Госансамбля «Симд». Также в числе наших приоритетов – возрождение государственной хореографической школы-студии, дальнейшее развитие национальной драматургии и изобразительного искусства, поддержка творческих коллективов, находящихся в ведении Министерства культуры. В общем и в целом, будем искать новые, более эффективные подходы, которые позволят нам создать благоприятные условия для качественного рывка в сфере культуры Южной Осетии.
Касательно ансамбля «Симд» было бы большой самонадеянностью утверждать, что мы разом сможем наладить работу коллектива. Скандалы и потрясения последних лет не лучшим образом отразились на атмосфере в ансамбле, состоянии дисциплины и т.д. Однако «Симд» – наше национальное достояние, и такая картина бесконечно продолжаться не может. Перед художественным руководством ансамбля поставлены конкретные задачи, будущие кадровые решения будут зависеть от того, какие результаты ансамбль покажет уже в ближайшее время. «Симд» должен стать национальным брендом Южной Осетии, а для этого всему коллективу нужно долго и упорно работать.
Среди целого ряда проблем первое, с чем мне пришлось столкнуться – это вопрос хореографической школы, оказавшейся на грани закрытия. Еще в прошлом году, во время проверки российские аудиторы, вполне справедливо, на мой взгляд, указали на то, что государство не может так долго финансировать организацию, которая по факту давно не работает. Тем не менее, за прошедший год ничего не было сделано, чтобы изменить ситуацию, поэтому в этом году в ходе очередной проверки российские аудиторы вновь указали на данное нарушение, поставив вопрос о закрытии школы. В этой связи Министерством культуры были предприняты экстренные меры, чтобы избежать подобного печального сценария. Возрождение хореографической школы-студии непосредственно связано с будущим нашей национальной хореографии. Именно это учреждение должно готовить квалифицированные кадры для Госансамбля «Симд». Сегодня зачастую в ансамбль набирают ребят из школьных кружков и любительских коллективов исходя из внешних параметров. Возрождение школы-студии позволит нам готовить профессиональные кадры. И я надеюсь, что Майя Четион и команда молодых хореографов, с которыми она работает справятся с поставленной задачей.
Что касается Госдрамтеатра, то мы с его руководством обсудили пути дальнейшего развития нашей труппы. Одна из главных задач – популяризировать национальную драматургию. Разумеется, шедевры мировой и русской классики должны присутствовать на югоосетинской сцене, поскольку они обогащают наше сценическое искусство, без них театр не может развиваться, но в приоритете должна быть национальная драматургия. Вместе с тем, пытаясь поставить акцент на развитии национальной драматургии, театр сталкивается с проблемой отсутствия современных осетинских драматургов. Для того, чтобы изменить, на мой взгляд, несколько странную ситуацию, планирую собрать наше писательское сообщество и обсудить с ними причины, обуславливающие, я бы сказала, такой острый дефицит новых произведений в области современной осетинской прозы и особенно драматургии.
Отдельная проблема в сфере культуры – отсутствие должных условий работы у целого ряда коллективов. К примеру, не имеет своего помещения государственный оркестр народных инструментов «Айзæлд». Тогда как этот замечательный коллектив под руководством Нины Валиевой может стать одной из визитных карточек югоосетинской культуры, представляя осетинское искусство за пределами республики. Сейчас он временно располагается в киноконцертном зале «Чермен». Хореографическая школа также временно будет работать там. Не имеет своего помещения и детский хор при президенте РЮО. Очень много коллективов работают, не имея элементарных условий для творчества. По хореографической школе-студии и второй музыкальной школе есть надежда, что нам удастся добиться внесения строительства новых зданий для этих учреждений в Инвестпрограмму. Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что культура должна, наконец, стать первостепенной сферой в жизнедеятельности государства. И мы будем делать все для этого.
– Требуется ли в наших сегодняшних реалиях разработка Концепции развития Национальной культуры в качестве базисного документа, который мог бы определять основные контуры развития культурной составляющей Южной Осетии и обеспечивать некую преемственность для предотвращения откровенного провисания отдельных важных направлений?
– Проект Концепции развития культуры РЮО до 2025 года находится в стадии проработки, до 12 октября текущего года мы должны представить его в правительство. В этом документе найдут свое отражение все те моменты, которые были отмечены мною выше. Кроме того, особое внимание планируется уделить подготовке кадров и сохранению преемственности поколений. В любом коллективе, тем более в творческом, есть свои традиции и, в конце концов, бесценный опыт, который должен передаваться от одного поколения к другому. Нельзя разом изгонять целый коллектив и набирать по новой. Культура – понятие достаточно тонкое, образно говоря, это стеклянный шар, который очень легко разбить. Я считаю, что наша национальная культура выжила благодаря отдельным энтузиастам, к которым мы должны бережно относиться, невзирая на то, что многие из них перешагнули порог пенсионного возраста. Это тонкий момент, сегодня нельзя просто так, без какой-то определённой, предварительной работы отправлять их в никуда. В то же время нужно давать дорогу талантливой молодежи, готовить новые кадры по востребованным специальностям.
Российская Федерация, к примеру, построила огромное здание для нашего театра, но наполнять этот храм культуры содержанием должны мы сами. Да, можно и нужно периодически приглашать узкопрофильных специалистов извне, привлекать их к отдельным проектам, но основная ответственность – на нас самих, на местных кадрах, которых, к сожалению, по отдельным позициям не хватает. Надо готовить основу для будущего сегодня и сейчас. Поэтому каждый молодой специалист, решивший связать свое будущее с национальной культурой, должен быть у нас на особом счету. Ко мне часто поступают предложения о том, чтобы пригласить того или иного специалиста извне. К примеру, есть мнения, что надо пригласить извне художественного руководителя для государственного ансамбля «Симд». Вопрос непростой. Разумеется, мы не должны вариться в собственном соку, опыт приглашенных специалистов высокого уровня нам, несомненно, нужен. Если бы в конце 20 – начале 30-х годов прошлого века сюда не приехал гениальный Махарбек Туганов, у нас, возможно, не было бы своей художественной школы. Без Бориса Галати, также приехавшего в Южную Осетию из Северной, возможно, у нас не было бы «Симда». Или взять того же Арсена Коцоева – гениального писателя, который в начале прошлого столетия работал в сельских школах Южной Осетии простым учителем, обучая детей грамоте. История нашего театра также пестрит множеством имен, которые приезжали в разные времена на юг Осетии развивать сценическое искус-ство. Специалистов высокого уровня, особенно из северной части Осетии, мы будем приглашать с удовольствием. Но есть и многочисленные примеры обратного характера, когда к нам «забредали» отдельные временщики с расчетом на легкий заработок. Поэтому к вопросу приглашения специалистов извне нужно подходить взвешенно и аккуратно, делая главный акцент в кадровой политике на подготовке собственных кадров.
Говоря о разработке Концепции развития культуры, сложно пройти мимо вопроса, связанного с мизерным финансированием сферы культуры. Наверное, сложно понять, как на государственную программу развития культуры в год можно выделить только три с половиной миллиона рублей. Скажем, на постановочные работы Госдрамтеатра выделено 700 тыс. на год. Их не хватит даже на то, чтобы поставить один спектакль, пригласить режиссёра, выплатить ему гонорар, сделать хорошие декорации, пошить современные костюмы. Приходится искать, просить дополнительное финансирование. Понятно, что в республике с населением 50 тыс. человек спектакли не окупаются, но это лицо нашей национальной культуры. Это то, что мы должны представить зрителю за пределами республики. Мы пересмотрели отдельные пункты программы развития культуры, изыскали возможность выделения денежных средств для государственного оркестра народных инструментов «Айзæлд» на приобретение сценической одежды и инструментов, для музыкального училища, национального музея. Это мизер, но с чего-то надо начинать. Мы также изыскали средства на проведение песенного конкурса среди школьников. Этот проект по заказу Министерства культуры реализуют ГТРК «ИР» и кинокомпания «Аллонфильм». Вопросов, требующих решения, как и интересных проектов, много, но ограниченность финансирования не позволяет решать их своевременно. Мы должны понимать, что в сложное для самой России время наше правительство не может требовать беспрестанного увеличения объемов финансирования той или иной бюджетной сферы. Всем подведомственным Министерству культуры коллективам я постаралась объяснить, что мы сами тоже должны научиться зарабатывать своим творчеством хотя бы какой-то мизер.
– Время от времени возникает определенный перекос в плане того, что жизнь нашего цхинвальского городского социума демонстрирует более высокую динамику культурной жизни, я имею в виду количество разного рода культурных мероприятий, в то время как в районах не всегда удается поддерживать должный уровень насыщенности культурным продуктом. Каким образом Министерство культуры намерено выстраивать свою работу в районах Южной Осетии?
– Районные управления культуры не находятся в ведении Министерства культуры. Они подчиняются районным администрациям, составляя планы работы со своим непосредственным руководством. Тем не менее, мы наблюдаем за их работой. Неплохие результаты демонстрирует Управление культуры администрации Цхинвальского района. На осень планируем провести смотр художественной самодеятельности в киноконцертном зале «Чермен», в котором примут участие творческие коллективы районов республики. Они покажут нам свой творческий продукт, чтобы мы понимали, с чем имеем дело.
– Сфера культуры Южной Осетии имеет большой потенциал в плане формирования положительного имиджа республики. Недавние успешные гастроли театра по регионам России и участие осетинских художников в выставке в музее Ван Гога в Европе – очередное тому доказательство. Каково Ваше видение использования культурного потенциала РЮО для дальнейшего продвижения имиджа страны?
– Для начала мы должны охватить все доступные для нас площадки в РФ. Если говорить о нашем изобразительном искусстве, то у нас сегодня есть что показать. Есть поколение талантливых художников, которые стараются продолжить традиции «золотого века» юго-осетинской живописи. Мы сейчас продумываем возможность организации выставки работ наших художников в Москве. Было бы неплохо провести выставки в странах Европы, но в силу известных обстоятельств проекты в европейском направлении на сегодняшний день трудноосуществимы. Хотелось бы сказать несколько слов о весьма интересном и много-обещающем проекте в сфере изобразительного искусства, которому Минкульт планирует оказать поддержку. Речь идет о сообществе «Цхинвал-5», созданном группой молодых талантливых художников. Считаю, что реализация проекта окажет положительное влияние на развитие югоосетинской живописи в целом. Мы планируем вывезти работы сообщества «Цхинвал-5» в один из городов Российской Федерации уже этой осенью, чтобы наша молодежь смогла показать себя, вместе с тем почерпнуть что-то новое.
– Затрагивая актуальную тему формирования единого культурного пространс-тва, охватывающего не только Юг и Север Осетии, но и осетинские диаспоры, хотелось бы узнать Ваше мнение относительно того, какую роль может и должно играть Министерство культуры РЮО в этих процессах. Есть ли у Вас предварительный перечень проектов, которые помогут продвинуться в этом направлении?
– На днях у меня состоится встреча с моим североосетинским коллегой Эдуардом Юрьевичем Галазовым. У нас нет никаких проблем для развития интеграционных процессов между Северной и Южной Осетией в сфере культуры. Существует единое культурное пространство Осетии, понятие осетинская культура нельзя разделять на север и юг. Единственное, мы, наши творческие коллективы, должны чаще ездить друг к другу, реализовывать совместные проекты в области театрального искусства, хореографии, музыки, изобразительного искусства и т.д. Северная Осетия как субъект России активно участвует в масштабных культурных проектах, реализуемых Министерством культуры РФ, и мы планируем влиться в этот процесс. К примеру, наш театр уже вписался в большой проект всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры РФ. В обязательном порядке Минкульт будет сотрудничать и с осетинскими диаспорами, но говорить о конкретных проектах пока рано.
Алла ГЕРГАУЛОВА