«Пæсæйы фæндон»: постановку североосетинского режиссера представят на югоосетинской сцене

Сотрудничество театров Северной и Южной Осетии, осуществляемое на основе ранее подписанных соглашений, способствует единению артистов двух республик и взаимообогащению репертуара, считает известный осетинский режиссер, народный артист Северной Осетии Валерий Цариев.

В рамках реализации соглашения, подписанного в ноябре 2019 года между Юго-Осетинским государственным драматическим театром имени Коста Хетагурова и Северо-Осетинским государственным академическим театром имени Владимира Тхапсаева, Валерий Цариев в ближайшее время представит на сцене Юго-Осетинского госдрамтеатра музыкальную комедию «Пæсæйы фæндон».

Работы над постановкой ведутся примерно две недели, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы, из-за болезни многих актеров репетиции пришлось временно приостановить. Тем не менее, режиссер надеется, что до конца февраля  зритель сможет увидеть премьеру спектакля на сцене Юго-Осетинского госдрамтеатра. В спектакле по одноименной пьесе Давида Туаева задействованы хорошо знакомые театралам Южной Осетии артисты – народная артистка РЮО Инга Гагиева, заслуженные артисты Сослан Хасиев, Эдуард Ванеев, Артур Гаглоев, Натиа Чохели, а также Ирина Догузова, Инга Маргиева и другие.

Как отметил Валерий Цариев, «Пæсæйы фæндон» представляет собой добрую пьесу о любви в  жанре музыкальной комедии  в которой  доминирующим станет народное песенное искусство. Режиссер  уверен, что современный зритель, которому засилье примитивной интернет-культуры набило оскомину, охотно воспримет атмосферу спектакля, где воссоздаются национальные традиции и быт.

«Пьеса «Пæсæйы фæндон» – классика  национальной драматургии. Еще в 50-е годы  она стала визитной карточкой  Осетинского театра  и  до 70-х оставалась в его  репертуаре. Позднее, а точнее, в 1989 году, театр вновь обратился к этой постановке, где   одну из ролей сыграл и я.

Поскольку «Пæсæйы фæндон» принадлежит к классике осетинской драматургии, хочется, чтобы этот спектакль  ставился на театральных подмостках юга и севера Осетии», – сказал режиссер.

По словам Валерия Цариева, в репертуаре состоявшихся театров всегда есть спектакли, которые переходят из поколения в поколение. К примеру, к числу таковых можно отнести постановку «Принцесса Турандот» в театре им. Вахтангова.

Между тем, пьеса «Пæсæйы фæндон» была хорошо знакома югоосетинским театралам старшего поколения, поскольку постановка в свое время в течение длительного периода входила в репертуар Юго-Осетинского госдрамтеатра. Главные роли в спектакле исполняли известные артисты той поры, в том числе много лет в роли Мысырхан блистала Нина Чочиева. Теперь благодаря сотрудничеству театров Северной и Южной Осетии зритель вновь сможет увидеть на югоосетинской сцене обновленную постановку.

Валерий Цариев уверен в том, что национальный театр напрямую связан с развитием национальной драматургии. «К слову, мы можем гениально ставить Шекспира, но нам надо создавать  и развивать  свою национальную драматургию. Осетинский театр – это в первую очередь пропаганда осетинского языка и национальной культуры, поэтому мы должны больше внимания уделить осетинской драматургии. К сожалению,  ушла эпоха   плеяды талантливых драматургов,  между тем драматурги всегда рождались в самом театре, поэтому над этим сегодня  надо работать», – отметил Валерий Цариев.

По его мнению, театр должен быть заказчиком новых пьес, инициатором новых тенденций, отражающих происходящие в обществе процессы.

«Проблема в том, что сегодня театр не ведет работу над воспитанием будущих драматургов, поэтому так мало новых имен в национальной драматургии», – добавил  режиссер.

Отчасти решению затронутой Валерием Цариевым проблемы должно способствовать сотрудничество театров Северной и Южной Осетии. Подписанное в ноябре 2019 года соглашение о сотрудничестве между Юго-Осетинским госдрамтеатром и Государственным академическим театром  Северной Осетии в первую очередь предусматривает совместные усилия в деле сохранения национальных традиций и самобытности в сфере театральной культуры и зрелищного искусства, развитие и распространение художественных достижений в этой области, поддержание региональных и международных культурных отношений.

Кроме того, для обеспечения наиболее быстрого и эффективного достижения общих целей стороны обязуются обмениваться информацией относительно их совместных проектов, а также проводить совместные консультации.

Нынешняя постановка Валерия Цариева на югоосетинской сцене – не первый пример сотрудничества двух театров. В прошлом году успешно прошли  обменные показы Юго-Осетинского госдрамтеатра и Государственного академического театра Северной Осетии. В премьере спектакля «Последний свидетель», ставшего самой массовой и зрелищной постановкой Юго-Осетинского госдрамтеатра за последние десятилетия, были задействованы артисты трех театров – Юго-Осетинского  госдрамтеатра,  Северо-Осетинского академического театра и Дигорского театра, что также стало возможным благодаря ранее достигнутым договоренностям. Кстати, одну из ролей в «Последнем свидетеле» исполнил сам Валерий Цариев.

По его словам, со временем взаимное участие артистов двух театров в постановках на североосетинской и югоосетинской сцене планируется ввести в постоянную практику. Валерий Цариев считает это своеобразным моментом единства театров Северной и Южной Осетии, которых он не отделяет друг от друга.

 И. Тедеева