Сотрудничество театров Северной и Южной Осетии, осуществляемое на основе ранее подписанных соглашений, способствует единению артистов двух республик и взаимообогащению репертуара, считает известный осетинский режиссер, народный артист Северной Осетии Валерий Цариев.
В рамках реализации соглашения, подписанного в ноябре 2019 года между Юго-Осетинским государственным драматическим театром имени Коста Хетагурова и Северо-Осетинским государственным академическим театром имени Владимира Тхапсаева, Валерий Цариев в ближайшее время представит на сцене Юго-Осетинского госдрамтеатра музыкальную комедию «Пæсæйы фæндон».
Работы над постановкой ведутся примерно две недели, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы, из-за болезни многих актеров репетиции пришлось временно приостановить. Тем не менее, режиссер надеется, что до конца февраля зритель сможет увидеть премьеру спектакля на сцене Юго-Осетинского госдрамтеатра. В спектакле по одноименной пьесе Давида Туаева задействованы хорошо знакомые театралам Южной Осетии артисты – народная артистка РЮО Инга Гагиева, заслуженные артисты Сослан Хасиев, Эдуард Ванеев, Артур Гаглоев, Натиа Чохели, а также Ирина Догузова, Инга Маргиева и другие.
Как отметил Валерий Цариев, «Пæсæйы фæндон» представляет собой добрую пьесу о любви в жанре музыкальной комедии в которой доминирующим станет народное песенное искусство. Режиссер уверен, что современный зритель, которому засилье примитивной интернет-культуры набило оскомину, охотно воспримет атмосферу спектакля, где воссоздаются национальные традиции и быт.
«Пьеса «Пæсæйы фæндон» – классика национальной драматургии. Еще в 50-е годы она стала визитной карточкой Осетинского театра и до 70-х оставалась в его репертуаре. Позднее, а точнее, в 1989 году, театр вновь обратился к этой постановке, где одну из ролей сыграл и я.
Поскольку «Пæсæйы фæндон» принадлежит к классике осетинской драматургии, хочется, чтобы этот спектакль ставился на театральных подмостках юга и севера Осетии», – сказал режиссер.
По словам Валерия Цариева, в репертуаре состоявшихся театров всегда есть спектакли, которые переходят из поколения в поколение. К примеру, к числу таковых можно отнести постановку «Принцесса Турандот» в театре им. Вахтангова.
Между тем, пьеса «Пæсæйы фæндон» была хорошо знакома югоосетинским театралам старшего поколения, поскольку постановка в свое время в течение длительного периода входила в репертуар Юго-Осетинского госдрамтеатра. Главные роли в спектакле исполняли известные артисты той поры, в том числе много лет в роли Мысырхан блистала Нина Чочиева. Теперь благодаря сотрудничеству театров Северной и Южной Осетии зритель вновь сможет увидеть на югоосетинской сцене обновленную постановку.
Валерий Цариев уверен в том, что национальный театр напрямую связан с развитием национальной драматургии. «К слову, мы можем гениально ставить Шекспира, но нам надо создавать и развивать свою национальную драматургию. Осетинский театр – это в первую очередь пропаганда осетинского языка и национальной культуры, поэтому мы должны больше внимания уделить осетинской драматургии. К сожалению, ушла эпоха плеяды талантливых драматургов, между тем драматурги всегда рождались в самом театре, поэтому над этим сегодня надо работать», – отметил Валерий Цариев.
По его мнению, театр должен быть заказчиком новых пьес, инициатором новых тенденций, отражающих происходящие в обществе процессы.
«Проблема в том, что сегодня театр не ведет работу над воспитанием будущих драматургов, поэтому так мало новых имен в национальной драматургии», – добавил режиссер.
Отчасти решению затронутой Валерием Цариевым проблемы должно способствовать сотрудничество театров Северной и Южной Осетии. Подписанное в ноябре 2019 года соглашение о сотрудничестве между Юго-Осетинским госдрамтеатром и Государственным академическим театром Северной Осетии в первую очередь предусматривает совместные усилия в деле сохранения национальных традиций и самобытности в сфере театральной культуры и зрелищного искусства, развитие и распространение художественных достижений в этой области, поддержание региональных и международных культурных отношений.
Кроме того, для обеспечения наиболее быстрого и эффективного достижения общих целей стороны обязуются обмениваться информацией относительно их совместных проектов, а также проводить совместные консультации.
Нынешняя постановка Валерия Цариева на югоосетинской сцене – не первый пример сотрудничества двух театров. В прошлом году успешно прошли обменные показы Юго-Осетинского госдрамтеатра и Государственного академического театра Северной Осетии. В премьере спектакля «Последний свидетель», ставшего самой массовой и зрелищной постановкой Юго-Осетинского госдрамтеатра за последние десятилетия, были задействованы артисты трех театров – Юго-Осетинского госдрамтеатра, Северо-Осетинского академического театра и Дигорского театра, что также стало возможным благодаря ранее достигнутым договоренностям. Кстати, одну из ролей в «Последнем свидетеле» исполнил сам Валерий Цариев.
По его словам, со временем взаимное участие артистов двух театров в постановках на североосетинской и югоосетинской сцене планируется ввести в постоянную практику. Валерий Цариев считает это своеобразным моментом единства театров Северной и Южной Осетии, которых он не отделяет друг от друга.
И. Тедеева