Осетинские весенние праздники

В различных ущельях Осетии, а зачастую и в различных селах, отмечали множество праздников, во многом отличавшихся друг от друга содержанием и формами проведения. Мы расскажем о тех из них, которые в той или иной степени были общими для всего народа или же большей её части.

Зазхассан
Является одним из весенних праздников, посвященных умершим, справляется за неделю до Пасхи, в субботу. Название Зазхассан связано с сосной, елью, тисом – вечнозелеными деревьями, символами жизни. К празднику собирается богатое застолье, пироги, на сосну или ель вешают орехи, конфеты, фрукты. Для покойных мужчин изготовляли алам – крест из скрещенных жердей и нитей, на которые нанизываются сладости. Всадники, которые участвовали в скачках в память об усопшем, отвозили алам на кладбище через улицы.

Кутуганан
Древний праздник земледельческих работ и хлеба Кутуганан свидетельствовал о неразрывной связи осетин с природой и землей. Осетины неизменно пекли три традиционных осетинских пирога уалибах, поздравляли друг друга. В молитвах Бога просили, чтобы следующий год был урожайнее предыдущего. Женщины не только выпекали пироги, но и соревновались в искусстве приготовления «куту» – конусообразных булочек.
Тыхост
Приходится на воскресенье перед наступлением Пасхи и посвящается божеству Тыхост. Люди молятся ему в очень тяжелые времена, просят о дожде во время засухи, спасении в дороге и помощи в трудных ситуациях.

Куадзан – Пасха
Один из наиболее любимых осетинами праздников приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния. Термин Куадзан — трансформированное «комуа-дзан» (конец поста).
К Пасхе готовятся заранее: варят пиво, мясо, готовят пироги. Почетное место на столе занимают яйца: их красят в разные цвета, отваривают, солят. Соседи и родственники одаривают ими друг друга. В наше время редко кто соблюдает пост, но в старину съесть яйцо на Пасху означало конец поста. Поскольку Пасха у осетин является еще и праздником поминального характера, то в первую очередь шли в семьи, которые в течение года потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать, обнадежить их.
Когда семья собиралась за пасхальным столом, глава семьи возносил молитву: «О Иисус Христос, благодетельствуй нам из того райского края, в котором ты находишься! Ты распределяешь места в истинном мире для тех, кто держал пост во Имя Твое. Моя семья, от мала до велика, воздавая Тебе честь, тоже держала пост. Да пойдет это Тебе впрок и да обеспечишь Ты нам и потомству нашему милостью Своей места в раю».
Глава семьи вспоминал и Барастыра – властителя страны мертвых. «Да пойдет ему (Барастыру) впрок приготовленный для него нывонд и да попросит он Иисуса Христа приготовить место в раю для старых покойников и для тех, кто в скором времени отправится в мир иной».
На Пасху устраивали общесельский кувд. Люди веселились, пели, устраивали танцы. Особенно радовались дети, которым обязательно шили какую-либо обновку. Они ходили по домам, и все давали им яйца, сладости.

Мардты Куадзан – Поминальная Пасха
Справляется спустя неделю после праздника Пасхи. Старики заходят в дома, где в прошедшем году кто-то умер, и просят хозяев прекратить соблюдение поста. На Мардты Куадзан закалывают барана или бычка, а женщины, взяв приготовленные пироги и другие яства, идут на кладбище, чтобы посвятить принесенную снедь покойнику.

Балдаран
Приходится на первое воскресенье после Пасхи. Справлялся праздник очень широко, длился неделю и свидетельствовал о неразрывной связи человека с природой.
Рассказывают, отправился некогда один дровосек в лес за дровами. Срубив дерево, он увидел, что на срубе выступили капли крови. Дровосек очень удивился и поспешил в село рассказать сельчанам про увиденное. С тех пор и стали отмечать праздник Балдаран, посвященный началу оплодотворения природы.
По представлению наших предков, у любого существа, будь то человек, зверь или птица, и даже у неодушевленных предметов есть пары. Балдаран является днем их встречи, их слияния. В этот день женщины непременно должны были быть в длинных платьях, им не разрешалось сидеть ни на земле, ни на камне. Отдыхать днем не полагалось из опасения, что Бог может увидеть человека спящим, и он весь год проведет в вялом, инертном состоянии.
Праздник отмечался всей сельской общиной, предварительно выбирали ответственного за его проведение. Балдаран не забыт и по сей день.

Саубараг
Возник в 17-18 веках, когда в Осетии шла межродовая борьба. Саубараг считается покровителем воров и разбойников, представляется всадником в черных одеждах на черном коне. На праздник закалывался бык, варилось пиво, пеклись пироги, в каждой осетинской семье резали барана.

Касута
День шествия к воде, празднуемый спустя 2 недели после Пасхи. В этот день возносили молитвы, веселились, танцевали. Обязательно готовили три осетинских пирога уалибах, варили кашу и несли приготовленное в поле, к реке. Женщины молились русалкам о защите от наводнений и бед.

Таранджелоз
Один из древнейших осетинских праздников. Святилище Таранджелоз возникло одновременно со святилищами Реком и Мыкалгабырта на месте трех слезинок Бога, которые Он уронил по поводу смерти нарта Батрадза. Таранджелоз – божество плодородия, его святилище находится в Трусовском ущелье, на вершине высокой горы. Праздник отмечают через три недели после Пасхи в воскресенье. Празднуют всей сельской общиной, хотя многие отмечают его в кругу семьи, близких, соседей. В жертву Таранджелозу приносили барана или ягненка, причем кусарт делали в святилище. Заранее варили пиво, делали араку. Праздник длился несколько дней. Люди пели, танцевали. Молодежь устраивала скачки, демонстрируя свою ловкость и удаль. Старики, совершив определенный молитвенный ритуал, просили Таранджелоза о ниспослании благодати, тогда они никогда не будут нуждаться в хлебе и зерне.
Праздник Таранджелоза отмечается и в наши дни.

Никкола
Справляется в честь одного из древнейших святых, божества хлебных злаков Никколы. Осетины просят его о хорошей погоде, обильных покосах, урожае и здоровье.

Зардаваран
День поминовения умерших в текущем году. В Зардаваран жертвуют ягненка или барана, посвящают его усопшему. Родственники приводят могилу в порядок, обрамляют зеленым дерном. На поминальном столе обязательно выкладываются пироги, сладости и мясо. Женщины, взяв приготовленное, идут на кладбище.
Сейчас некоторые торжества забыты, а другие, наоборот, остались в памяти народа и их широко празднуют по всей Осетии и в настоящее время.