Обычаи и традиции, не потерявшие своего значения

Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи всегда были характерны для осетинского народа.
Праздник, посвященный рождению сына, назывался «кахцганан». Кахцганан праздновался каждой семьей, в которой в текущем году родился первенец. Мать первенца обходила перед этим праздником своих родственников с большой деревянной чашей (кахц) и собирала различные припасы и подарки. В доме отца ребенка устраивали пир, на который собирались родня и знакомые. В некоторых местах горной Осетии в этом празднике участвовали все мужчины села. Для пиршества специально выкармливали бычка или барана. В праздничных ритуалах большое значение играло приготовление древнейшего напитка осетин – пива. Его варили к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных котлах.
В сельских местностях до наших дней сохранился обычай праздновать годовщину со дня рождения ребенка. Когда ребенку исполнялся год, перед ним клали, если это мальчик – молоток, пирог и другие вещи, а если девочка – иголку с ниткой, куклу и лепешку. Затем малыша подводили к предметам и то, что он брал, должно было определить его будущую специальность. Отношение родителей к детям было сдержанным, особенно на людях. Отец не должен был брать своего ребенка на руки, ласкать его, называть по имени в присутствии старших.
С традиционными древними верованиями осетин были тесно связаны погребальные обряды. На похороны сходились и съезжались со всех окрестных сел. Похороны сопровождались оплакиванием, а в прошлом и конными скачками, стрельбой в цель, посвящением коня покойнику, обрезанием косы вдовы и укладкой волос в могилу. Хоронить было принято обязательно до захода солнца, так как, по существовавшим поверьям, с заходом дневного светила «затворялись ворота царства мертвых». Когда умирал мужчина, ему посвящали коня. В древние времена коня приносили в жертву, в XIX в. посвящение коня ограничивалось надрезанием у него уха. Обряд происходил у могилы. Коня в полной сбруе обводили трижды вокруг могилы, затем клали покойнику в руки уздечку. Проводивший обряд старик произносил длинную речь, в которой вспоминались добродетели умершего, давалось напутствие ему в загробный мир. Здесь же покойнику посвящали принесенные к могиле пищу и напитки. В могилу опускали различные вещи: бытовые предметы, украшения, оружие. В горных районах, чтобы снабдить покойника огнем, на могиле в течение трех дней разводили костер.
Отсутствие поминок якобы обрекало покойников на вечный голод и считалось самым тяжким преступлением. Начинались они со дня похорон, когда устраивали большие поминки. Затем в течение года справляли еще до двенадцати различных поминок. Кроме того, еженедельно по пятницам на кладбище устраивался поминальный вечер.
Еще в начале ХХ века у осетин сохранялся обычай кровной мести, особенно в глухих горных районах. Со временем получила распространение замена кровной мести выкупом, размеры которого были иные для разных сословий.
Широко распространен был культ Уациллы – божества плодородия и земли. В честь Уациллы совершались жертвоприношения, исполнялся ритуальный танец «цоппай», который сопровождался песней.
Основное место в фольклоре осетин занимают предания. В них повествуется о героях, многие из которых состоят с богами в родстве. Боги выступают как друзья и соратники в борьбе с врагами. Богат музыкальный фольклор. Разнообразны народные осетинские песни, связанные с земледелием, скотоводством и охотой, – героические, исторические, бытовые, обрядовые, лирические. Сказания, песни и танцы исполняют в сопровождении музыки. Традиционные музыкальные инструменты – дуадастанон (струнно-щипко-вый), уадындз (флейта), фидиуаг (рог). В конце XIX в. в Осетию проникли гармонь, балалайка и гитара. Наиболее распространенным инструментом стала гармонь, на которой играют преимущественно женщины. Из массовых танцев особенно популярен хороводный – симд.