/Мария Кокоева: «Технологии – это море возможностей, с которыми в Южной Осетии пока не работают системно»

Мария Кокоева: «Технологии – это море возможностей, с которыми в Южной Осетии пока не работают системно»

8 декабря художники Южной Осетии, как и их коллеги во многих странах, отметили Международный день художника. Профессиональный праздник мастеров кисти – очередной повод обратить внимание на этот вид искусства, тем более в Южной Осетии живопись никогда не находилась на задворках национальной культуры. Яркие и самобытные художники всегда были в авангарде современных течений, отражая в творчестве процессы, связанные с родным краем. И сегод-ня, несмотря на все ограничения и трудности, связанные с пандемией, они продолжают творить, передавая на языке образов свои представления о вечных материях. Наряду с маститыми художниками, определенную лепту в развитие национальной живописи вносят и молодые мастера кисти, стремящиеся утвердить свое авторское слово, донести до зрителя свое видение с помощью индивидуального почерка.
О том, какие актуальные вопросы сегодня волнуют представителей когорты молодых художников Южной Осетии – в интервью «ЮО» рассказала Мария Кокоева, выпускница Государственного Лицея искусств имени Аксо Колиева и факультета искусств СОГУ (мастерская Ахсара Есенова).

– В период пандемии и других глобальных потрясений интерес общественности к живописи поневоле отходит на второй план, впрочем, такие же процессы наблюдаются во многих других направлениях искусства. Этому, не в последнюю очередь, способствует также заметное сокращение количества проводимых массовых, публичных мероприятий в сфере культуры. В этой связи, хотелось бы услышать Ваше мнение о состоянии живописи в Южной Осетии?
– Отсутствие активной культурной жизни общества в период пандемии не может не сказываться на искусстве. Как и большинство специальных занятий, из просторных помещений выставочных залов и галерей изобразительное искусство переместилось в камерные мастерские. По этой причине сложно проанализировать и охарактеризовать тенденции развития живописи и изобразительного искусства в целом.
Однако отмечу, что условия для изобразительного искусства в Южной Осетии в настоящее время не хуже, чем в предыдущие годы. Но и заметного общего прогресса в творческой жизни, в пределах замкнутого пространства республики, на мой взгляд, не наблюдается.
– Находят ли свое отражение в творчестве молодых югоосетинских художников современные тренды мира искусства?
– Творчество наших молодых художников, с периодичным успехом, идет в ногу со временем. С тех пор как Махарбег Туганов задал высокую планку для всех последующих поколений художников, школа живописи Южной Осетии регулярно выпускала в свет ярких профессионалов. Они составляли не только авангард изобразительного искусства в Осетии, но и далеко за ее пределами. Такие примеры есть и сейчас. Самый яркий среди них — хорошо известный Вадим Каджаев, творческие успехи которого признаны по всему миру, в том числе в одной из главных столиц мировой живописи — Санкт Петербурге.
Кроме него есть целое поколение художников нового времени, преуспевающих в этой сфере за пределами Южной Осетии. К сожалению, проблема оттока лучших кадров в республике не нова. И это — отдельная тема для обсуждения.
– В списке мастеров кисти, представляющих современный этап развития югоосетинской живописи, действительно есть несколько ярких молодых художников. На Ваш взгляд, можем ли мы не опасаться разрыва поколений в национальной живописи в обозримом будущем? Достаточно ли много на небосклоне изобразительного искусства Южной Осетии восходящих дарований, способных продолжить дело художников старшего поколения. Я имею в виду поколения Ушанга Козаева, Лаврентия Касоева и других?
– Творческий потенциал в Южной Осетии всегда был и остается высоким.
Действительно, наш край богат талантами. Я уверена, что на смену великим предшественникам обязательно придут достойные преемники. Здесь важно значение традиций, а они в изобразительном искусстве Осетии имеют хорошую историю и надежный фундамент.
Наша задача – не растерять это наследие и приумножать его. Художественное училище им. М.Туганова, Государственный Лицей искусств, Дворец детского творчества, новое творческое объединение «Хуссар портал» и отдельные подвижники искусства работают в этом направлении, и я с оптимизмом наблюдаю за развитием юных дарований в наших мастерских.
– В любую эпоху для художника всегда очень актуален вопрос востребованности его творчества. И здесь мы подходим к другой теме – к теме популяризации национальной живописи среди разных возрастных категорий. Как у нас обстоят дела с этим, знакома ли сегодня наша молодежь и не только с творчеством наших художников? Насколько современное югоосетинское общество умеет разбираться в качестве работ, в новых тенденциях мира живописи и т.д.?
– Вопрос популяризации национального искусства, на мой взгляд, в первую очередь – это задача государства, а не отдельных художников и преподавателей искусства.
Поднятие престижа и популярности национального искусства – вопросы государственной важности и они скорее технические. Ответственность за культурное воспитание общества, в основном, лежит на людях, занимающихся образовательной, культурной и информационной политикой в стране. От нее, в конечном счете, зависит общий уровень образованности и культуры населения.
На данный момент любителей и знатоков живописи в нашем обществе, к сожалению, не так много. И в целом, нельзя сказать, что высокое искусство «в тренде», так же как и осведомленность о тенденциях в мире современной живописи. К этой сфере причастен весьма узкий круг членов общества. Но справедливости ради, отметим, что так было во многие времена и подобную картину можно наблюдать во многих более развитых, как принято выражаться обществах.
– Как преодолеть наше отставание в плане использования современных информационных технологий для популяризации национального искусства?
– Технологии – это море возможностей, с которыми в Южной Осетии пока не работают системно. Весь мир переходит на интерактивный формат взаимодействия с деятелями, или творцами культурных произведений.
Отдельные, независимые представители творческого авангарда и у нас активно пользуются современными ресурсами для продвижения национального искусства и своего творческого контента. И я выражаю им свою благодарность и признательность.
Замечательным примером в этом деле так же является национальная телекомпания «Осетия-Ирыстон» и «ЮОГУ-ТВ», которая запустила серию отличных проектов, посвященных осетинскому языку, культуре и искусству.
– Живопись в Вашей жизни. Какие художественные жанры являются для Вас «родными»? Назовите несколько работ, которые Вы считаете значимыми.
– Живопись значит для меня очень многое. Это мое главное средство в общении с самой собой, средство познания мира, передачи мыслей, воспитания и приобщения к прекрасному самых важных для меня людей – моих детей, моей семьи и, конечно, моих учеников.
Любимые жанры в живописи – это портрет и сюжетная композиция (бытовой жанр), пейзаж.
– И мой последний вопрос, какие творческие проекты и идеи для Вас сегодня в приоритете?
– В настоящее время, вместе со своими учениками готовлюсь к выставке, посвященной 140-летнему юбилею великого Махарбега Туганова. Пандемия и карантин, увы, вносят свои коррективы в нашу работу, но при благоприятном развитии событий мы с радостью пригласим вас и всех желающих в Лицей на наш вернисаж.

И. ТЕДЕЕВА