Каждая дата, связанная с основоположником осетинской литературы и изобразительного искусства, великого поэта, просветителя и общественного деятеля Коста Хетагурова продолжает приковывать к себе внимание научной и творческой общественности Осетии, многочисленных поклонников его разнопланового наследия. Тема его влияния на различные аспекты жизни осетинского народа по-прежнему не теряет своей актуальности, становясь предметом исследований и публикаций. Интерес вызывает не только вклад великого нарца в осетинскую литературу, драматургию и этнографию, но и в живопись, поскольку Коста является первым профессиональным художником в Осетии. Об этой стороне его творчества газете «ЮО» рассказала художница Мария Кокоева.
– Насколько для нас сегодня значимо творчество Коста Хетагурова в сфере изобразительного искусства Осетии? Коста часто называют зачинателем станковой и фресковой живописи и декоративно-оформительского искусства в Осетии, можно ли сопоставить его влияние в осетинской литературе с тем наследием, которое он оставил в живописи?
– Творчество Коста Хетагурова как художника продолжает оставаться значимым для современного изобразительного искусства Осетии, как исток академической, реалистичной традиции. Коста действительно является зачинателем станковой, монументальной живописи. Это первые в Осетии произведения изобразительного искусства, имеющие в своем основании совершенно новый подход, вне народных традиций, основанные на классическом художественном образовании.
Сравнивать наследие Коста в литературе и изобразительном искусстве не совсем корректно.
Для всей осетинской литературы Коста – это основа и в то же самое время эталон. Кристалл, не требующий огранки и оправы, родник, питающий реки и не мутнеющий в половодье. Но и изобразительное искусство – это неотъемлемая часть целостной личности Коста Левановича и его творческого наследия.
– К какому направлению в живописи принадлежат большинство его картин? И какое из них производит на Вас наибольшее впечатление?
– Работы художника относятся к реалистичной живописи. Он затрагивает вечные темы любви к природе, к человеку и его характерам, к реалиям жизни, исследует душу и дух. Его образы не требуют особого ключа к пониманию. Язык его творчества понятен и открыт, обращен к народу, к человеку. Не в этом ли весь Коста?!
Особое место среди всех живописных полотен для меня занимает автопортрет Коста. Сила выразительности этого портрета ни мастерским исполнением, ни эмоциональной насыщенностью не уступает лучшим его поэтическим текстам. И, на мой взгляд, является лучшим портретом – поэта-проро-ка, поэта-гуманиста, одинокого человека, поэта-осетина.
– Какое место в Вашем творчестве занимает наследие Коста не только в живописи, но и в целом?
– Творчество Коста не может не повлиять на любого, кто знаком с его наследием, кто вырос на его творчестве и становился личностью через его понимание жизни, Родины, любви, родного языка. От «Лæгау» до «Ракæс!», от «Природного моста» до «Скорбящего ангела» – все стало неотъемлемой частью каждого ирона, а не только продолжателей его дела. Это нельзя назвать влиянием – это часть меня.
– Кажется, что Коста-худож-ник дополнял Коста-поэта и писателя. На мой взгляд, в его картинах четко прослеживаются те же мотивы, что и в его многочисленных произведениях. Можем ли мы все-таки выделить живопись Коста как отдельное, «самостоятельное» направление его творчества?
– По своей сути живописные полотна Коста – это не иллюстрации. Они имеют самостоятельное значение. Живописная работа – отдельное произведение, с сюжетом, со своим особым набором художественных, выразительных средств воплощения. Но, безусловно, сам художественный и образный язык живописи Коста очень поэтичен. И портреты, и жанровые сцены пронизаны интересом к личности, характерам, любви к человеку, к народу – идеями гуманизма, так хорошо нам всем знакомым из поэзии Коста. Живописное наследие в целом скорее можно назвать «иллюстрацией» к образу самого Коста Хетагурова – поэта и гражданина.
– Кто из последующих художников Осетии продолжил традиции Коста в живописи? Я имею ввиду его выраженный уклон в сторону гуманизма с социальным акцентом, исходящий из морально-этических представлений поэта, обусловивших его общественную миссию как борца за свободу и права простого народа.
– На разных этапах развития изобразительного искусства влияние и традиции, заложенные Коста, в разной степени проявились в творчестве многих художников Осетии.
Махарбек Туганов – великий начинатель и продолжатель лучших идей Коста. Плеяда его учеников и уже их учеников продолжают и в наше время творить и созидать. Разными образными средствами, разными техниками, в разных жанрах и направлениях каждый из них создавал и воспевал мир Человека. Ведь сама суть искусства (живописи, музыки, поэзии, танца) обращена к человеку, единственному на Земле способному увидеть, воспринять, понять и оценить ее значение.
Алла ГЕРГАУЛОВА