/Куадзæн

Куадзæн

Одним из самых замечательных и чтимых осетинами праздников является Куадзæн, который наступает в следующее за «къутугæнæн» воскресенье. «Куадзæн» буквально означает «отпускание рта», т.е. конец поста.
К празднику готовились заранее. При этом готовят не только продукты и питье, но обновляли и одежду, а главное — обновляются духовно. Почетное место на столе занимают яйца. Родственники и соседи одаривают ими друг друга.
В селах в ночь на пасхальное воскресенье молодежь собирается вместе и ходит по домам, распевая песни. Обойдя дворы и собрав яства (редко кто отказывает давать подарки), они делят их поровну и расходятся по домам. При этом, чтобы их не узнавали, они раскрашивают себя и надевают разные лохмотья.
Осетины считали, что Христос в эту ночь спускается с неба и показывается только одному, который и будет счастливейшим из людей.
Праздник начинается с того, что члены семьи приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», и, получая пасхальное яйцо — символ жизни, разговляются. Затем поздравляют с Воскресением Христовым соседей, родственников.
За пасхальным столом глава семьи произносит молитву: «О, Иисус Христос, благодетельствуй нам из того райского края, в котором ты находишься! Ты распределяешь места в истинном мире для тех, кто держал пост во Имя Твое. Моя семья тоже держала пост. Да пойдет это Тебе впрок и да обеспечишь Ты нам и потомству нашему милостью Своей места в раю».
При приготовлении необходимых угощений представители семьи шли в родовое святилище. Старейший рода произносил молитву каждой семье, затем все рассаживались и веселились. На общие средства в течение нескольких дней устраивались общесельские праздничные торжества. В первые два дня участниками веселья бывали только мужчины, женщины примыкали к празднеству на третий день. Тогда же начинались песни, танцы, джигитовка и скачки на лошадях.
Понедельник, следующий за «куадзæн», считался поминальным днем. В этот день семьи усопших в истекшем году устраивали куадзæны хист. Группа мужчин в воскресенье совершала шествие в эти семьи, благословляла их и просила прекратить пост, не перенося его на понедельник. Поэтому с понедельника на воскресенье было перенесено и почитание умерших.
Из вышеизложенного следует, что первоначально «куадзæн» и следовавший за ним день почитания умерших бытовали самостоятельно, но впоследствии день почитания умерших был передвинут с понедельника на воскресенье и слился с «куадзæн».
Однако это нарушение православных обычаев и в пасхальный праздник — Куадзæн нельзя ходить на кладбище и устраивать поминки. Так как Пасха — великий, жизнеутверждающий праздник.
Мæрдты Куадзæн справляется через неделю после Пасхи. Ее еще называли Поминальной Пасхой. На Мæрдты Куадзæн закалывали бычка или барана, накрывали столы, на которых обязательно должны были быть яйца. Иногда пасхальные поминки, сговариваясь, устраивали две-три семьи вместе. Женщины, взяв приготовленную еду, шли на кладбище, чтобы поплакать на могиле и посвятить приготовления покойнику.
Пасхальные поминки справляют и по сей день.