/История и современность: храм Мельпомены в лицах

История и современность: храм Мельпомены в лицах

90-летняя история Юго-Осетин-ского госдрамтеатра в лицах, – примерно так можно охарактеризовать юбилейное издание, посвященное развитию театра в Южной Осетии на протяжении почти целого века.
Автор фундаментальной работы под названием «90 лет служения национальному театру», отпечатанное в издательстве «Республика» в этом месяце, известный журналист Рада Дзагоева, которая приложила немало усилий по сбору и обработке материалов, касающихся различных этапов и фактов из истории развития госдрамтеатра. Часть информации при этом можно смело отнести к разряду эксклюзивной. Достаточно просто пролистать книгу, чтобы понять, сколько труда было вложено в нее автором. Свой вклад в подготовку издания также внесли главный редактор газеты «Республика» Андрей Кочиев и Олег Икаев, отвечавшие за редактуру, художественное оформление и компьютерную верстку. Она дает исчерпывающее представление о создании и становлении храма Мельпомены в Южной Осетии и ее служителях. Читатель словно переносится в далекий 1931 год, когда руководством Юго-Осетинской автономной области было принято решение об основании профессионального театра на базе Цхинвальского драматического кружка, и в том же году открылся первый в истории Южной Осетии театральный сезон.
Здесь можно увидеть уникальные фотографии большого количества театральных деятелей Южной Осетии, наиболее рейтинговых спектаклей и многое другое. Для представителей молодого поколения и зарубежной аудитории, интересующейся историей театрального искусства Южной Осетии, это бесценный труд, позволяющий получить доступ к богатейшему материалу о людях, олицетворяющих истинное сценическое мастерство, без которых сегодня невозможно представить театральное искус-ство юга Осетии. Среди них, к примеру, гениальный Махарбек Туганов, основоположник осетинской художественной школы, фамилия гениального композитора Бориса Галаева, знаменитого хореографа и артиста Владимира Хетагурова, поэта и писателя Гриса Плиева, выдающегося театрального художника Таурбека Гаглоева, талантливого осетинского режиссера Владимира Каирова и десятков других фигур, без которых невозможно представить развитие национальной культуры. Примечательно, что автор постаралась уделить внимание не только знаковым деятелям юго-осетинской театральной сцены, но и молодым талантам, которые за последние годы пробивают себе дорогу на сценический олимп. Для того, чтобы читателю было легче ориентироваться среди представителей разных поколений югоосетинских артистов, Рада Дзагоева систематизировала информацию о них по выпускам высших театральных учебных заведений. В их числе выпускники школы-студии МХАТ, Театрального института имени М.Щепкина, Театрального института имени Б.Щукина и др.
В книге отдельный раздел посвящен художникам и сценографам, которые играют важную роль в оформлении каждой постановки, доводя до зрителя режиссерский замысел доступными им методами и возможностями. Интересные данные содержатся в главе, посвященной гастролям югоосетинской труппы и ее успешному участию в многочисленных международных конкурсах и фестивалях. В завершение автор вкратце рассказывает о перспективах Юго-Осетинского госдрамтеатра на современном этапе с учетом тех возможностей, которые стали доступны после ввода в строй нового здания театра.
Одним словом, основательный, можно даже сказать, научный подход автора позволил превратить книгу «90 лет служения национальному театру» из обычного юбилейного издания в монументальный труд.
Не случайно худрук Юго-Осетинского государственного драматического театра Тамерлан Дзудцов отметил, что фундаментальное издание Рады Дзагоевой югоосетинская труппа будет с гордостью и достоинством преподносить в качестве подарка во время выездов на гастроли.
По факту «90 лет служения национальному театру» является четвертым по счету изданием, посвященным Юго-Осетинскому госдрамтеатру, но оно оказалось наиболее масштабным и красочным, а четкая, понятная структура книги позволяет легко сориентироваться даже несведущим в этой теме читателям.
Что касается представителей старого поколения цхинвальских театралов, то они смогут ближе ознакомиться с биографией и творческой деятельностью любимых артистов, некогда блиставших на югоосетинской театральной сцене. Одним словом, каждый сможет найти для себя интересующую его информацию об истории и сегодняшнем дне югоосетинского храма Мельпомены.
Помимо авторского подхода, есть еще одна важная составляющая, которая обуславливает актуальность издания. Пролистывая книгу, в который раз убеждаешься в том, что Юго-Осетинский госдрамтеатр — действительно подлинно национальное достояние, история которого наполнена яркими постановками и творческим гением многих поколений артистов. Это сообщество талантливых людей на протяжении десятилетий создает настоящие шедевры театрального искусства и дарит незабываемые впечатления зрителям. Для Южной Осетии госдрамтеатр изначально стал не только одним из учреждений культуры, где можно было скрасить свой досуг. Он на протяжении многих десятилетий выполняет функции общественного индикатора, средоточия муз и одного из катализаторов развития национальной культуры в целом.
Театр не прекращал деятельность даже в самые тяжелые годы войны и блокады, каждый раз возрождаясь, словно сказочный Феникс из пепла и заслужив, в конечном счете, почетное звание национального достояния народа Южной Осетии. Кстати, соответствующее постановление Государственного Ныхаса РЮО от 1994 года за подписью его тогдашнего председателя Людвига Алексеевича Чибирова также содержится в книге.
И напоследок о более приземленных вещах. Всякий человек, имеющий отношение к книжной индустрии, понимает, сколь важен для покупателя внешний вид издания, особенно если читатель пока не успел ознакомиться с его содержательной ценностью. Не случайно поговорка «по одежке встречают…» с полным правом уживается и в мире книг. С этой точки зрения судьба юбилейного издания «90 лет служения национальному театру» видится нам достаточно счастливой. Формат и оформление книги сходу настраивают читателя на близкое знакомство со сценическим искусством в ее различных ипостасях. Что касается содержания, здесь мы имеем дело с оригинальным сочетанием историко-просвети-тельского подхода с публицистикой, а богатый фотоматериал позволил разбавить текст, углубляя степень усвоения темы читателем благодаря фактору наглядности.
Алла ГЕРГАУЛОВА