/Золотая медаль «печальному философу»

Золотая медаль «печальному философу»

Мастера кисти Осетии продолжают достигать новых вершин на творческой стезе, по праву получая признание от своих именитых российских коллег

Одним из них является выпускник Цхинвальского художественного училища им.Махарбека Туганова Вадим Пухаев, недавно награжденный золотой медалью Творческим союзом художников России.
Для художника, которого авторитетные искусствоведы уверенно относят к числу самых ярких представителей современного изобразительного искусства Осетии, эта награда стала признанием его заслуг и достижений со стороны коллег. А достижений у Вадима Пухаева немало. На сегодня его картины хранятся в коллекциях Московского музея современного искусства, галереи «Форраш» в Будапеште, «Нового музея», Санкт-Петер-бурга, Международной мастерской эмальерного искусства в Кечкемете и музея города Ясберень в Венгрии, Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства, а также в других художественных галереях в России и за рубежом.
В интервью газете «ЮО» мастер кисти признался, что для него было очень важно получить высокую оценку своего творчества.
«Решение о награждении принято на правлении Творческого союза художников России в Москве по итогам серии художественных выставок, проводимых на Юге России. И, конечно, очень важно для художника получить такую высокую оценку своего творчества в лице своих коллег», — подчеркнул Вадим Пухаев.
По его словам, он является участником интересного проекта, объединяющего художников Юга России — «Кавказ как Теменос, или Святое подворье России».
Проект представлен региональным отделением общероссийской общественной организации «Творческий Союз художников России» по Ставропольскому краю, при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Руководитель проекта – президент Творческого союза художников России, академик К.В. Худяков, автором проекта является почетный член Российской академии художеств А.М. Рубец, а куратор выставки – искусствовед Л.А. Ягушевская.
Название проекта носит весьма символический характер, перекликающийся с его непосредственными задачами, ведь «Теменос» на древнегреческом языке — «священный двор», огороженное пространство перед храмом, где человек может почувствовать присутствие Божества. Инициаторы серии экспозиций осознанно использовали параллели с эпосом Древней Эллады для продвижения основной идеи проекта.
«Идея выставки в том, чтобы в ходе экспозиционной и выставочной деятельности найти новые до этого скрытые не явные силы, которыми богат Кавказ. Как отмечают авторы проекта, в наше непростое с духовной точки зрения время именно Кавказ может помочь России отстоять те смыслы, которые впервые открылись здесь А. Пушкину, М. Лермонтову, Л. Толстому, А. Бестужеву-Марлинскому, А. Губину», — рассказывает Вадим Пухаев.
Он отметил, что выставки художников Юга России в рамках проекта «Кавказ как Теменос, или Святое подворье России» с успехом прошли в Пятигорске, Ставрополе, Железноводске, Невинномысске, Сочи и др. городах. С учетом достигнутых результатов проект планируется продолжить и в дальнейшем.
Художник-философ
Характеризируя творчество Вадима Пухаева, искусствоведы подчеркивают, что оно обладает своеобразным живописным почерком, полным символизма и философских откровений.
«В своих произведениях художник может быть увлекательным рассказчиком, сочетая юмор с мудростью в реминисценциях Северного Ренессанса, наложенных на уникальный пласт осетинского фольклора и мифологии.
Он психолог и режиссер запоминающихся живописных путешествий в царство Барастыра и мир народных праздников, в минувшие эпохи вспять по реке земного времени и многоликий мир собственной фантазии. Печальный философ, который умеет взглянуть сверху на вселенские колебания бытия и почувствовать пелену истории, неожиданно обнаруживая образы собственных переживаний, соседствующих с ликами времен», — отмечала, в частности, искусствовед Марина Перова.
Вадим Пухаев целенаправленно широко использует язык символов, чтобы донести до ценителей искусства актуальные для него идеи.
«В живописи мне ближе всего язык символов, посредством которых через реалистические образы передаются идеи, интересующие художника. Изначально символизм сформировался в прозе, поэзии, философии и театре, затем распространился на музыку и изобразительное искусство. Стиль имеет прочные связи с романтизмом. Символизм в живописи был в значительной степени реакцией против натурализма и реализма, тесно связан с мифологической тематикой в живописи всех жанров», — объясняет мастер.
Определенное влияние на формирование его «почерка» как художника оказала стажировка в международных мастерских «Ситэ» в Париже в 2014 г., где он имел возможность обогатить творческий опыт с помощью более близкого знакомства с мэтрами мировой культуры.
«Во время моей стажировки в Париже я искал себя в более экспрессивной манере, что, несомненно, сыграло важную роль в моей сегодняшней концепции подачи образного строя», — говорит Вадим Пухаев.
В последующих работах художника яственно ощущается — свои впечатления от Европы он пропускает через собственный язык символов и ассоциаций, играя роль демиурга символических новелл и философских образов.
Среди наиболее известных работ Вадима Пухаева — «Царство Барастыра», «Праздник Святого Георгия», «Корабль глупцов», «Мельница», «Ноша», «Возвращение», «Молитва», «Мизансцена». Сюжеты этих картин полны иносказаний, многослойны и пропитаны глубоким символизмом.
Большинство созданных им образов перекликается с национальной тематикой в преломлении восприятия мастера кисти, придающего им вневременной контекст.
Отмечая факторы, которые оказали влияние на его формирование как художника, Пухаев особое место отводит учебе в Цхинвальском художественном училище, где он познакомился с именитыми югоосетинскими мастерами кисти.
«Мое становление, как художника начиналось с учебы в Цхинвальском художественном училище им. Туганова, где на меня большое влияние оказали такие замечательные художники как Инал Пухаев, Дмитрий Турманов, Мурат Шавлохов, Ахсар Козаев, Лаврентий Касоев. В дальнейшем я оттачивал свой стиль в мастерской академика Шалвы Бедоева. Это были незабываемые годы, которые вспоминаются с чувством ностальгии», — говорит Вадим Пухаев.
Soft power в исполнении
Вадима Пухаева
Значительное место в творческой биографии Вадима Пухаева занимает участие в организации многих выставок произведений изобразительного искусства Южной и Северной Осетии в городах Европы в течение последних 8-10 лет.
Наряду с руководителем Международной ассоциации осетинских обществ «Renaissance Sandidzan» Радионом Пухаевым, Вадим Пухаев выступил в качестве креативного директора галереи «Арв-Арт» в рамках проекта Дни осетинской культуры в Риме, Париже, Брюсселе и др. В 2012 году художник стал организатором проекта «Аланские параллели», ответным продолжением которого явился проект «Аланы. Ясы. Осетины» в Северной Осетии.
В результате с творениями известных художников Южной и Северной Осетии смогли ознакомиться жители Будапешта, Рима, Парижа, Брюсселя, Стамбула, Ясбереня и других городов.
Эти проекты не только расширили горизонты изобразительного искусства Осетии, но и внесли свою лепту в продвижении имиджа Южной Осетии, в повышении информированности общественности европейских стран. По свидетельству участников выставок в европейских городах, посетители экспозиций живо интересовались работами осетинских художников, стремились обменяться впечатлениями с авторами, демонстрировали открытость к диалогу. И в этом один из плюсов проектов, ведь о Южной Осетии в Европе многие даже не слышали или же слышали только в привязке с войной. Потому творческие «десанты» осетинских мастеров кисти всегда привлекали повышенный интерес, вызывали неподдельное восхищение европейцев и интерес к осетинскому искусству, и, как правило, желание познакомиться поближе. Примерно таким образом «мягкая сила» культуры и искусства готовит почву для дальнейшей работы дипломатов.
Кроме того, подобные проекты стали одним из способов интеграции Южной Осетии в международное культурное пространство, содействуя также развитию осетинского изобразительного искусства.
Самое интересное, что участвуя в организации большого количества выставок в России и зарубежных странах, у Вадима Пухаева не так много персональных выставок. Впрочем, в будущем мастер кисти намерен исправить эту ситуацию. По его словам, в перспективе он планирует организовать свою персональную выставку на Юге и Севере Осетии.
Помимо станковой живописи, Вадим Пухаев успешно занимается веб-дизайном. Он один из первых в Осетии создал сайт, посвященный культуре Осетии «Арв-Арт», который стал одним из победителей конкурса на лучшую домашнюю страницу рунета. Также художник в содружестве с председателем Союза художников РСО-Алания Таймуразом Маргиевым является инициатором создания, а в дальнейшем и главным редактором журнала Союза художников РСО-Алания «Национальный колорит».
А. ГЕРГАУЛОВА