/Жанна Гагиева: «Без чувства ритма невозможна музыкальная деятельность»

Жанна Гагиева: «Без чувства ритма невозможна музыкальная деятельность»

«Нет слуха» — выражение абсолютно неправильное, — считает директор Цхинвальского музыкального училища имени Феликса Алборова Жанна Гагиева, внутренний или наружный слух всегда есть, его просто нужно выработать.

«Важно чувствовать ритм, будь то в инструментальном, вокальном или хореографическом исполнительстве. Ритмическая составляющая — главнейшая ступень в процессе музыкального воспитания», — говорит директор учебного заведения.
В двойку наиболее востребованных отделений музучилища входят народные инструменты и вокал. Зачисление в училище производится по результатам вступительных экзаменов.
В 2022 году порог музучилища перешагнул 21 человек. В образовательном учреждении функционирует шесть отделений: фортепиано, хоровое дирижирование, академический и эстрадный вокал, народные инструменты, хореография. «В этом году мы уже не объявили прием на хореографию, по всей видимости, отделение закроется, поскольку в республике открывается школа танца, все желающие смогут поступить туда», — рассказала нашей газете Жанна Гагиева, которая руководит коллективом училища вот уже 13 лет. В 1991 году она окончила музучилище, потом поступила в Екатеринбургскую консерваторию, продолжила учебу в Кабардино-Бал-карском институте искусств, позже прошла переподготовку в Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова по классу «академический вокал».
Директор подчеркнула, что пандемия негативно повлияла на образовательный процесс. «У нас всегда был наплыв на отделения народных инструментов и вокальное. Отрадно, в этом году на хоровое дирижирование поступили пять студентов. Предмет является одним из сложных в изучении — дирижирование хоровыми партитурами плюс владение музыкальным инструментом, в частности, фортепиано. На занятия уходит много времени, это и «высиживание» своей игры, и оттачивание технических данных, — отметила директор училища. – Мы, педагоги, ведем большую воспитательную работу со студентами, учитывая сложности обучения, стараемся заинтересовать их первые два года. Воспитательная и практическая работа вкупе с изучением музыкально-теоретических дисциплин дают неплохой результат».

Выдержка и упорство – путь к успеху
По мнению Ж. Гагиевой, у студентов пропадает терпение и навыки труда. В этом виноваты и общество, и семья. Известное выражение «терпение и труд все перетрут» напрямую относится к студентам-музыкантам.
Основная воспитательная задача — организовать студента и соблюсти все необходимые требования — тренировка пальцев, должна срабатывать мышечная, умственная и зрительная пять, внутренний слуховой аппарат, ритм — на это, как правило, нужно терпение. Первые два часа тратятся на умственную работу, говорит наш собеседник, потом уже мозги отключаются, и идет тренировка, музыканты, как и спортсмены, должны тренироваться – долго и упорно.
«Меняются времена и приоритеты, выбор чаще падает на другие сферы образования, например, экономику и юриспруденцию, а культура, к сожалению, отходит назад, что очень обидно, — сетует Гагиева. Хотя, по ее словам, на сегодняшний день все выпускники музучилища трудоустроены. «В силу того, что у нас нет оперного театра, филармонии, молодежь не приобщается к искусству. В больших городах, где есть этот определяющий фактор, педагог побуждает студента посещать культурные мероприятия», — заметила директор.
Она признается, что когда-то сложности обучения напугали и ее, но благодаря ныне покойному отцу она состоялась как профессиональный музыкант. «Сегодня я не представляю жизни без искусства. Безмерно благодарна отцу за настойчивость», — говорит Гагиева.
Училище готовит как эстрадных артистов, так и мастеров классического исполнения музыки. Сегодня «модно» поступить на эстрадный вокал, здесь свобода пения, актерство, однако базовым остается академический.
На народное отделение, отметила наш собеседник,в основном приходят дети, у которых родители имеют отношение к искусству –музыканты, певцы, аккордеонисты и т.д.
Профессионалы, окончившие музыкальное училище, работают музыкантами-исполнителями сольно и в коллективах, педагогами, дирижерами, пишут собственную музыку и т.д. Ежегодно Цхинвальское музыкальное училище проводит отчетные концерты,радует истинных ценителей искусства чарующими композициями… Исключением стал 2021 год — из-за событий на Украине, гибели наших со-отечественников.
Надеемся, в этом году воспитанники музучилища порадуют горожан и гостей республики своим талантом.

На перспективу
«Самая большая мечта — открыть скрипичную школу, — говорит директор училища. Помню, раньше в стенах училища звучали скрипка, альт, флейта, кларнет. Хочу, чтобы вновь эти инструменты зазвучали…».
Студентка первого курса отделения народных инструментов Ванда Маргиева – выпускница Дзауской средней школы, закончила первую музыкальную школу и решила продолжить учебу. «В школе я закончила скрипку, но поскольку в училище нет этого отделения, поступила на домру. Очень нежный инструмент, хочу научиться играть на ней, так как собираюсь связать жизнь с музыкой, хотя и медицина мне интересна», — поделилась девушка.
Карим Бестаев пошел по стопам отца – музыканта. После 9-го класса молодой человек поступил в училище, с детства увлекается игрой на пианино.

З. КАЧМАЗОВА