/Елбыздыко Бритаев – классик национальной драматургии

Елбыздыко Бритаев – классик национальной драматургии

140 лет со дня рождения

Сегодня, 23 марта, исполняется 140 лет со дня рождения основоположника осетинской драматургии и осетинского национального театра, известного общественного деятеля Елбыздыко Цопановича Бритаева.

Будущий писатель родился в 1881 г. в крестьянской семье в с. Нижний Куртатинского ущелья (ныне Алагирского района) Северной Осетии. Окончив сельскую школу, в 1893 г. продолжил учебу в реальном училище в Дзауджикау, который окончил в 1903 г. Год проработал учителем в родном селе. В 1905 г. вступил в ряды российской социал-демократической рабочей партии и стал активным агитатором революционных идей. За участие в революции 1905-1907 гг. был арестован в 1906 г. и заключен в Назрановскую крепость сроком на один год, затем до 1910 г. находился в административной ссылке за пределами Терской области, — в г. Баку.
В 1913 г. Е. Бритаев поступил на юридический факультет Петербургского университета и успешно окончил его в 1917 г., после чего возвращается во Владикавказ. Тогда же он вступил в «Союз объединенных горцев». С августа 1917 г. по февраль 1918 г. состоял членом ЦК этого «Союза» и редактором его органа — газеты «Горская жизнь». Однако, когда руководители «Союза» в 1918 г. бежали из советского Владикавказа в Темирхан-Шуру (ныне Буйнакск) и организовали там контрреволюционное правительство, Бритаев за ними не последовал и к их контрреволюционной деятельности никакого отношения не имел. Он отошел от общественной деятельности и с февраля 1918 г. по февраль 1920 г. учительствовал в родном селении. С первых же дней установления советской власти в Северной Осетии Бритаев сотрудничал в советских учреждениях: работал заведующим внешкольным образованием отдела народного образования при Осетинском ревкоме, заведующим юридическим отделом ревкома, руководил отделом искусств при Осетинском отделении народного образования, много сил отдавал организации осетинского театра.
Первые произведения Елбыздыко Бритаева — «Побывавший в России», «Лучше смерть, чем позор» — были опубликованы в 1905 году. Но премьеры спектаклей по этим пьесам драматурга состоялись еще до публикации. В частном доме в селении Ольгинское группа молодых людей показала постановку своим односельчанам и гостям. Отметим, что спектакль из жизни осетин на родном языке был сыгран впервые в истории Осетии.
Литературное наследство Е. Бритаева состоит из пьес: «Побывавший в России» («Уæрæседзау»), «Лучше смерть, чем позор» («Худинаджы бæсты – мæлæт»), «Мир праху обезьяны, да здравствует осетинский театр» («Маймули рухсаг, æгас цæуæд ирон театр»), «Хазби», «Две сестры» («Дыууæ хойы»), «Амран», а также из рассказов на русском и осетинском языках : «Озеро» («Цад»), «Месть молодого горца» и публицистических произведений, писем. Из шести пьес, составляющих драматургическое наследство Е.Бритаева, пять были написаны в 1904-1908 годах.
Высмеивая таких, как Мусса-Миша («Побывавший в России»), автор выступает поборником чистоты родного языка, он противопоставляет лакейской морали, лакейской угодливости и паразитическому образу жизни благородные нравы своего народа, достоинство и трудовой образ жизни простого крестьянина.
Для героев двухактной пьесы Бритаева «Лучше смерть, чем позор» Ахмета и Кирима превыше всего честь и достоинство. При этом у каждого из них свое представление о чести, что и послужило причиной вражды этих давних друзей, это и стало основой конфликта пьесы и гибели ее героев.
Период первой русской революции для Бритаева ознаменовался творческими достижениями. В этот период (1905–1906 гг.) под непосредственным впечатлением революционных событий драматург написал свою трехактную трагедию «Хазби». В ней автор изобразил борьбу тагаурских осетин против войск царского генерала Абхазова, силой оружия осуществлявшего среди горцев колониальную политику царизма. Эту борьбу горцев возглавил прославленный впоследствии в народных песнях кавдасард Хазби Аликов. Драматург создал образ героя, для которого дороже всего честь и интересы народа, во имя которого он с горсткой свободолюбивых горцев идет на смертельную схватку с врагом, несущим ему позор и разорение. Однако в условиях отсутствия политического единства и экономической связи между ущельскими обществами Осетии Хазби не смог стать вожаком всего народа. Это и послужило, по мнению автора, причиной провала восстания и трагедии Хазби и его единомышленников.
В истории осетинской драматургии женщину на сцену впервые вывел Е. Бритаев в пьесе «Хазби». Автор создал монументальный образ матери Хазби — Нана, которая понимает высокое назначение сына, идущего защищать честь всего народа, благословляет его на подвиг, на победу над врагом.
Пьеса Е. Бритаева, четырехактная драма «Две сестры», написана в 1907 г. Впервые она была поставлена на сцене в 1909 г. в г. Дзауджикау и Тбилиси, опубликована в 1922 г. в первой книге альманаха «Малу-сæг». В драме показано, как реакционные патриархальные адаты и обычаи унижали достоинство женщины, поставлен вопрос о равенстве прав мужчины и женщины. Героини пьесы, сестры Асиат и Хансиат, молодые девушки, представительницы нового поколения, нового времени, немного грамотные, ищут для себя место в жизни, борются за свои права.
Незадолго до смерти писатель закончил драму «Амран», в которой выражена идея освобождения человеческой личности. Трехактная пьеса — плод долгих лет (1909–1922) размышлений и труда драматурга, который смог завершить эту большую работу только после Октябрьской революции. Пьеса впервые была опубликована в 1927 г. во второй книге альманаха «Зиу», ставилась на сцене Юго-Осетинского и Северо-Осетинского театров. Темой трагедии, ее идеей является борьба за общечеловеческое освобождение.
Титан Амран создал из глины первых земных людей. Они были совершенны во всех отношениях. Но бог Громовержец, боясь, что с огнем они станут стремиться в небеса и потревожат их покой, не дал огня людям Амрана. Но тот похитил из священного костра богов горящую головешку и принес огонь людям. Небесные боги поняли, что Амран — их опасный враг, и цепями Курдалагона приковали к скале в пещере. Вдобавок они послали кровожадного сокола, и тот непрестанно пожирал его печень. Так проходят столетия в нестерпимых муках. Амрану легче переносить их без воли, без надежды и мужества, которые он отделил от себя и которые «перешли» к Ныфс, красивой, вечно молодой девушке с седыми волосами.
Она сидит у входа в пещеру и ждет прихода людей, которые освободят Амрана. Такими оказались пастух Беса и его сын Цопан. Но подстрекаемый чертом Дуртула сельчанин Теса добился того, что Беса у входа в пещеру, где прикован Амран, оглянулся назад — в этом была его гибель, и замертво упал тут же.
Место Беса занял его сын Цопан, рядом с ним встал испивший из родника Амрана и прозревший Саго. Цопан бросает слова угрозы врагам: «Потомки тьмы, рабы чертей! Вы погубили Беса, но я здесь! Я — сын Беса, Цопан, тот, кто видел Амрана, в груди которого хранится боль Амрана, кто держит руку Ныфс и кто в скором будущем разрушит ваше темное логово!»
Так завершается пьеса. Амран остался скованным, но слова Цопана не оставляют сомнения в грядущем его освобождении. Цопан уже не повторит ошибки Беса, который скрывал от народа свое намерение освободить Амрана. Цопан, Ныфс, Саго расскажут людям об Амране, поведут их, «разрушат темное логово» врагов Амрана, низвергнут Громовержца в преисподнюю, разобьют цепи Амрана – и освободят его.
Такова заветная мысль Е. Бритаева, к которой он пришел к концу жизни и которую вложил в пьесу «Амран». Основная идея трагедии – победоносная борьба человечества за свое освобождение. В мифический сюжет об Амране-Прометее драматург ввел земные, социальные мотивы, приурочив их к эпохе общественных противоречий и революционных потрясений. Каждый образ трагедии — символичен.
По простоте формы, образности и выразительности изложения пьесы Е. Бритаева до сих пор остаются непревзойденными в осетинской драматургии. И в этом — особый талант Елбыздыко Бритаева, творчество которого стало значимым явлением в осетинской литературе.
Писателя не стало в 1923 году. Его именем названа улица во Владикавказе, а в 2001 г. в Куртатинском ущелье открыт монументальный памятник классику национальной драматургии.
Н.ЦХОВРЕБОВА