Все свои силы он отдал «мучительно желанному труду» на ниве осетинской художественной словесности

27 февраля – день рождения Нафи Джусойты

27 февраля исполнилось бы 94 года со дня рождения Нафи Джусойты. Имя Нафи, как и Коста, известно и близко каждому осетину.
Нафи Джусойты прожил большую и непростую жизнь, где было много труда, но в то же время интересных событий.
Он принадлежал к поколению, на долю которого выпали суровые годы Великой Отечественной войны. Он, как никто другой, был свидетелем тех тяжелых испытаний, которые пришлось пережить нашему народу в нашей новейшей истории.
Нафи Джусойты посвятил свою жизнь служению своему народу, его языку, литературе, культуре …
Как в Осетии, так и далеко за ее пределами Нафи знают как писателя, философа, общественного деятеля, человека, благодаря которому осетинский язык, его литературу смогли узнать многие народы Советского Союза.
Своей научной деятельностью он внес огромный вклад в осетинскую филологию. Руководство республики, учитывая огромные заслуги ученого, 2015 год в Южной Осетии объявило Годом Нафи Джусойты.
В одной статье невозможно охватить творчество Нафи Джусойты, однако нельзя не сказать о том, что первое его стихотворение было опубликовано в журнале «Фидиуæг» в декабре 1945 года под названием «Рацыд цыппар азы…». С той поры все дни своей жизни, все свои силы он отдал «мучительно желанному труду» на ниве осетинской художественной словесности. Им была проведена огромная работа, которую бы осилил только человек, увлеченный и посвятивший свою жизнь избранной стезе.
Как-то в разговоре со мной Нафи выразил интересную мысль: «Беда в том, что осетинскому писателю самой исторической судьбой предназначено одно забвение навеки… И это печалило не только рядовых тружеников нашего искусства слова вроде меня, но и гениального Коста, хотя он знал цену своим стихотворениям».
Развитию, сохранению родного языка Нафи уделял огромное значение. Он, как и многие представители нашей передовой интеллигенции, хорошо понимал, что без должного знания своего родного языка у нашего народа не будет светлого будущего…
Однажды в беседе с Нафи Григорьевичем я задал ему вопрос о его творческих планах. Он грустно улыбнулся и сказал: «Должен вам сказать грустную правду – в мои годы планировать уже не приходится. Человек осмеливается лишь мечтать о какой-либо скромной услуге любимому до смертного часа искусству Слова». Однако, как известно, он до конца своей жизни продолжал свою творческую, научную деятельность, по-другому он не мыслил свою жизнь.
За свою долгую жизнь он принял участие в многочисленных научных конференциях, съездах Союза писателей СССР и т.д. Представляя там нашу литературу, Нафи Джусойты был носителем осетинского æгъдау, ярким представителем осетинского народа. В повседневной жизни Нафи был простым, душевным человеком, с большим чувством юмора. Несмотря на почтенный возраст, с ним было легко и интересно общаться.
Попав к нему в кабинет, мы все удивлялись его работоспособности, его умению творить новые научные работы. Он мог объяснить, рассказать на простом языке о проблемах осетинского языка, о премудростях искусства перевода с одного языка на другой. Каждая беседа с ним превращалась в своеобразную лекцию-семинар, где человек узнавал много нового и интересного. При этом он всегда оставался скромным человеком, хотя имел многие регалии научного и общественного деятеля.
Как-то раз великий Шамиль Джигкаев сказал о том, что сегодня в Осетии много деятелей науки, которые имеют высокие ученые степени и т.д., но лæгау-лæгтæ у нас раньше было намного больше, чем сейчас.
К сожалению, это правда. Нафи Джусойты был одним из тех людей, о которых в свое время упоминал Шамиль Джигкаев.
Заслуги Нафи Джусойты были по достоинству оценены руководством нашей страны. Помимо многочисленных государственных наград, он дважды становился лауреатом Премии Коста Хетагурова, награжден орденом Уацамонга.
Все научные работы Нафи Джусойты призваны решать многие сложные вопросы по сохранению и развитию осетинского языка, литературы, культуры.
Инал ТИБИЛОВ