За последний месяц цены на бензин в Южной Осетии выросли с 46 до 59 рублей и побили рекорд по аналогичному росту цен, который наблюдался летом 2021 года. Тогда стоимость горючего за литр подскочила с 38 до 49 рублей.
Президент Южной Осетии Алан Гаглоев и премьер-министр Константин Джуссоев ведут переговоры с российскими коллегами по выработке схемы нейтрализации рисков дефицита топлива в республике.
Цены на горючее устанавливаются и меняются на нефте-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге. Мощности нефтеперерабатывающих заводов внутри России пока не покрывают объемы спроса на бензин и дизельное топливо. Последнее и вовсе в дефиците. Тревогу бьет и Минсельхоз России, так как в разгар уборочной кампании и подготовке к озимым посевам дефицит дизельного топлива становится серьезной проблемой.
На автозаправках Южной Осетии цена за литр АИ-92 выросла до 59 рублей, а за литр АИ-95 просят 65 рублей. Предприниматели признаются, что работают себе в убыток. Минэкономразвития Южной Осетии подтверждает этот факт.
В Абхазии ситуация куда более сложная. На сухумских заправках литр АИ-92 стоит 65 рублей, а АИ-95 вырос в цене до 74 рублей.
Корреспондент газеты «Южная Осетия» постарался разобраться в ситуации – как и сколько в Южную Осетию поступает бензина, из чего формируется стоимость и каковы прогнозы с ценами на эту осень.
Кто поставляет в Цхинвал бензин?
Все нефтепродукты в Южную Осетию поступают по соглашению о беспошлинном режиме торговли. Республику преимущественно обеспечивает бензином одно государственное предприятие – «Югосетнефтепродукт», и шесть частных предпринимателей по заключенному соглашению с российской компанией Роснефть. Годовые объемы беспошлинных нефтепродуктов составляют: бензин АИ-92 – 8 тысяч тонн, дизельное топливо – 1,1 тысяч тонн, битум – 2,7 тыс. тонн. Из этой нормы на долю «Югосетнефтепродукта» по АИ-92 приходится около 2,5 тысяч тонн, остальная норма распределена по частным автозаправкам.
Сейчас все владельцы автозаправок говорят, что терпят убытки. Пока они реализуют запасы бензина, который закупили по июльским ценам.
«Когда мы в июле купили бензин, он тогда уже в самой России вырос в цене. Та партия бензина пришла только в августе, и мы благодаря этому пытаемся держать цену 59 рублей за литр 92-ого бензина. Покупать по сегодняшней цене пикового роста нам смысла нет. Тогда за сколько его здесь продавать?», – говорит один из владельцев автозаправки.
На двух заправках «А-oil» (дочерняя компания «Роснефти) в Цхинвале бензин стоит 60 рублей за литр.
Обыватель, видя обновляющийся ценник на заправках, вспоминает о пунктах соглашения беспошлинного режима торговли с Россией, и задается вопросом: откуда такие цены?
Какие бонусы дает соглашение о беспошлинной торговле
Этот безусловно важный документ действительно освобождает югоосетинских предпринимателей от российского налогообложения и таможенной пошлины. Без этого документа стоимость всех товаров была бы ощутимо выше.
«Беспошлинная торговля предполагает освобождение официально зарегистрированного предпринимателя от НДС, акцизов и таможенной пошлины. Цена формируется от исходных цен на топливо на Питерской нефтяной бирже – пояснили корреспонденту газеты «Южная Осетия» в Минэкономразвития Республики.
Нефтепродукты, направляемые в Республику Южная Осетия, освобождаются от 20% НДС, акциза и таможенной пошлины.
“Далее при ввозе товарной партии предприниматель уплачивает 10% ввозного НДС в Таможенные органы Южной Осетии. В условиях, когда цены на бензин резко взлетели, Правительство Южной Осетии дало предпринимателям отсрочку на оплату налогов за август и сентябрь до первого квартала 2024 года, так как предприниматели сейчас уходят в убыток”, – пояснил вице-премьер, министр экономического развития Дзамболат Тадтаев.
Дополнительные сложности возникают по всей России и с логистикой. Безусловно, на рост цен влияет и фактор валюты, СВО и санкции европейских стран и Запада.
Когда подешевеет бензин?
Министр экономического развития Дзамболат Тадтаев предположил, что в сентябре ситуация с биржевыми ценами возможно выправится.
«Пик роста цен на топливо всегда приходится на август. Если помните, в августе 2021 года бензин так же взлетел в цене. Сегодня идут задержки с поставками внутри России, потому что РЖД в сезон отпусков не успевает своевременно оказывать услуги», – пояснил Тадтаев.
Он рассказал, из каких аспектов складывается отпускная цена на бензин. На окончательную стоимость бензина уже на месте влияет много факторов.
«Пика роста на бирже цены достигли в августе – 60 рублей за литр АИ-92. Сентябрьские котировки отпускных цен – 50 руб. 52 копейки. Окончательная стоимость бензина на цхинвальских заправках формируется по следующей формуле: к изначальной цене на бирже добавляет 10% ввозного НДС (не путать с российским налогом), 0,7% – банковское обслуживание за перевод оплаты, добавить транспортные расходы за доставку бензина, а также внесение оплаты в РЖД за уборку вагонов поездов и расходы самой заправки (зарплата сотрудников/коммунальные).
«Ни президенты, ни Министерство экономического развития не могут влиять на ценообразование на нефтяной бирже в России. Вся страна наблюдает этот резкий скачок цен», – подчеркнул Тадтаев.
Почему существует опасность дефицита бензина?
Рынок нефтепродуктов в России частично обеспечивался за счет переработки нефти в иностранных компаниях (НПЗ).
После того, как европейские страны оборвали торгово-экономические связи с Россией, эта нагрузка одномоментно перераспределилась на внутрироссийские нефтеперерабатывающие заводы. При этом некоторые российские НПЗ вынуждены были приостановить работу из-за планового обслуживания оборудования(ремонта). В таких условиях мощности работающих заводов не охватывают одновременно внутреннюю и экспортную потребность, что порождает дефицит бензина. А дефицит опять-таки всегда рождает рост цен.
Почему в Северной Осетии бензин дешевле, а у нас дороже?
Регионы России обеспечивают огромные сетевые компании, которые сами занимаются нефтеперегонной, и перед ними стоит задача обеспечения в нефтепродуктах в первую очередь внутреннего потребителя. В регионах имеются большие объемы хранения стратегического запаса бензина. Условно, при наличии старых запасов, приобретенных еще в начале года «по старым ценам», можно самостоятельно регулировать цену.
Основная проблема, по мнению вице-премьера, в отсутствии в Южной Осетии достаточного объема хранилищ для стратегического запаса.
«Наличие запаса бензина влияло бы и на формирование более комфортной цены, и позволило бы нивелировать дефицит горючего», – добавил он.
На заправках, принадлежащих Роснефти, также бензин дороже, чем в Северной Осетии, но при этом у нас заметно дешевле, чем в Абхазии.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, «стоимость бензина марок «Регуляр-92» и «Премиум-95», летнего дизельного топлива, топочного мазута и топлива для реактивных двигателей (авиакеросина) в европейской части России по итогам торгов обновила исторические максимумы». Цена бензина Аи-92 выросла за день на 1,14%, до 66,22 тыс. рублей за метрическую тонну, бензина Аи-95 – на 0,5%, до 76,876 тыс. рублей за метрическую тонну, что является новыми рекордными значениями. Дизельное топливо также побило ценовой рекорд – его стоимость выросла на 0,83%, до 69,122 тыс. рублей за метрическую тонну.
На днях министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев, выступая в Госдуме, назвал проблему ГСМ кричащей. Он выразил обеспокоенность нехваткой горючего, необходимого для уборочной техники.
«У нас проблемы именно уже с наличием (горючего), мы сейчас остановим и уборочную, и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», – подчеркнул Патрушев. (цитата «Интерфакс»).
Конечно, Россия всегда предоставляет определенные преференции для Южной Осетии. Но когда внутри России ситуация осложняется, то практически невозможно придумать смягчающие условия в экономике. Правительство Южной Осетии прорабатывает механизм по избежанию дефицита бензина осенью.
Э. ПАРАСТАЕВА