Эдуард Дзагоев: «Пандемия создала сложности, но годовая программа успешно реализуется»

Есть все предпосылки для полного выполнения Инвестпрограммы на 2021 год, отметил министр строительства, архитектуры и ЖКХ Эдуард Дзагоев на итоговой пресс-конференции в Комитете информации и печати.

В республике продолжается реализация финансируемой Россией Инвестпрограммы содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2020-2022 гг. В этом году она включает 27 мероприятий на сумму 1 млрд 350 млн рублей.
«Полностью завершены 11 мероприятий, шесть являются переходящими, на остальных идут последние работы. На сегодня физические объемы выполнения текущей программы составляют 94%. Постараемся в оставшееся до конца года время добиться стопроцентного результата», – рассчитывает министр.
Окончены мероприятия по третьему этапу капремонта автодороги «Гуфта-Квайса», строительству мостового перехода в с. Киров, здания Цхинвальской средней школы №3, многоквартирных жилых домов на ул. Братьев Губаевых и Героев в Цхинвале, 18-квартирных жилых корпусов в райцентрах Знаур и Дзау, реконструкции водозаборных сооружений водовода «Ванат-Цхинвал», благоустройству ул. Ленина в г. Квайсе, замене инженерных сетей в столице, прокладке резервной линии электропередач через Рукский тоннель, предпроектному обследованию Едиского водовода и др. В финальной стадии ремонт семи транспортных артерий в Цхинвале и улицы Уцыфарс в п. Дзау.
«Возникли определенные сложности, связанные с неблагополучной эпидемиологической ситуацией. Целые бригады строителей болели коронавирусом. Техника неделями стояла без дела, некому было работать. Тем не менее выходим на хорошие результаты», – подчеркнул Э. Дзагоев.
Все-таки снос?
Журналисты поинтересовались судьбой «Старого моста». Работы по его сносу и постройке взамен нового мостового перехода предполагалось начать в нынешнем году, но этого не произошло. Как сообщил глава Минстроя, реализация проекта начнется в следующем году. Такое решение принято в целях минимизации сроков работ, чтобы не растягивать процесс и не создавать неудобства для передвижения. Построить объект планируется за один год, а не в течение двух лет, как было изначально задумано. Другая причина – обсуждение с представителями Министерства культуры, проектировщиками и руководством страны возможных альтернативных вариантов. Городская общественность неоднозначно восприняла новость о демонтаже сооружения, представляющего историческую ценность.
«Детально обсудили этот вопрос, прозвучали разные мнения. В итоге пока решение о демонтаже моста не поменялось, – сообщил Э. Дзагоев. – Мы изучали другие предложения. Рассмотрели возможность строительства мостового перехода в районе мехзавода, однако сделать это будет очень сложно, поскольку транспортные коммуникации в той части города не соответствуют требуемым параметрам. К тому же есть проблемы с наличием на участке частных домовладений».
Новое мостовое сооружение, которое построят на месте старого, по проекту станет двухполосным с тротуарами. В этой связи возникнет необходимость расширения подъездной дороги, она узкая со стороны церкви. Решить проблему, по словам министра, можно за счет сноса зданий старого музея и бывшего магазина «Динамо».

Обсуждение темы «Старого моста» переросло в небольшую дискуссию. Министра попросили сделать все возможное для сохранения исторического памятника, которому более ста лет. Было предложено сделать мост пешеходным, а новый построить ниже от него.
По словам Э. Дзагоева, сооружение пришло в аварийное состояние, не отвечает требованиям безопасности. «Это железобетонный мост, он не каменный. Подпоры, особенно промежуточная, сделаны из подручных материалов. В свое время за ним не было должного ухода и теперь это сказывается на состоянии моста, арматура корродирует, сам бетон разрушается, поврежден защитный слой. Ни один человек не возьмет на себя ответственность и не скажет, что через 10 лет мост не рухнет под собственной тяжестью, – считает глава строительного ведомства. – Реконструкция и реставрация объекта – сложный и дорогостоящий проект».
Касательно «Старого моста» у граждан разные мнения. Как сказал министр, к нему неоднократно обращалась группа лиц, проживающая в том районе города, которая просит строить новый мост.
Почему корпуса, а не коттеджи?
В ходе встречи была затронута тема нецелесообразности строительства в районах республики многоквартирных жилых корпусов. Вместо них для сельчан, привыкших к земельному труду, экономически рациональнее строить небольшие коттеджи на месте обветшавших домов, где остались приусадебные участки, и не отрывать людей от сельского хозяйства. А если нет земли, то ее можно предоставить.
Э. Дзагоев согласился с таким мнением, однако попытался объяснить решение российским подходом к жилищному вопросу. «Предложение о коттеджах имеет логическую основу. Но государство не строит индивидуальное жилье. Инвестпрограмма формируется совместно с российскими коллегами в соответствии с межгосударственными договорами. В России только после стихийных бедствий, природных катаклизмов выделяются бюджетные средства в качестве помощи населению для восстановления частных домов, в иных случаях это не практикуется, – говорит чиновник. – У нас восстановление разрушенного во время войны жилья в основном завершено. Теперь идет строительство социального жилья в рамках оказываемой нашей республике помощи и соотносится с тем, как это происходит в России. Пока дело обстоит так, возможно, потом поменяются подходы».
Парк, благоустройство,
план застройки…
Реконструированный два года назад городской парк им. Валерия Хубулова до сих пор не взят на баланс администрацией Цхинвала, хотя, как сказал Э. Дзагоев, акт ввода готов. Мотивы отказа заключаются в невыполнении технического задания мэрии. Министр выразил надежду, что передача объекта все же состоится в ближайшее время.
Он напомнил о предыстории обустройства рекреационной зоны. Изначально планировалось построить в парке детские аттракционны, разные игровые площадки, но стоимость проекта превышала лимит выделенных средств. «На реконструкцию парка было заложено 40 млн рублей. В рамках этих денег проведена большая работа, но средств не хватило, чтобы реализовать первоначальный проект, пришлось его оптимизировать, от чего-то отказаться, – поясняет министр. – Мы надеялись изыскать дополнительные средства для создания детских площадок, но, к сожалению, подрядчики, на которых рассчитывали, нас подвели. У городской администрации было другое видение обустройства парка, но его можно принять на баланс и в дальнейшем развивать зону отдыха за счет бюджетных средств».
Представители СМИ выразили непонимание фактом растягивания ремонта городских улиц. Каждый год дорожники укладывают асфальт в декабре. Если выпадет снег, работы остановятся. Пока везет, последние годы зимние месяцы в Цхинвале выдавались бесснежными, но стоит ли полагаться каждый раз на благоволение природы? В этом году позднее завершение мероприятия строители оправдывают сложной эпидемиологической обстановкой, однако такая картина наблюдалась и в допандемийные времена.
Другая проблема – дефекты. Уже через небольшое время после ремонта на некоторых улицах образовались провалы, ямки. Выявляются другие недоделки. Между тем на капремонт городских магистралей ежегодно выделяются сотни миллионов рублей. Подрядчики несут гарантийные обязательства, в течение двух лет должны устранять недочеты, однако часто пренебрегают исполнением договорных обязательств и это сходит им с рук.
Э. Дзагоев признал не самое высокое качество производимых ремонтных работ, но четкого ответа, как выправить ситуацию, не последовало.
Министра спросили о концепции будущей застройки города. Он поделился своим мнением: «Существует генеральный план г. Цхинвала, где четко обозначены зоны жилой застройки, отдыха и т.д. Нынешние стройки идут в привязке к этому плану. Город будет расширяться на север. Мое мнение – многоквартирные дома следует строить небольшой этажности, не выше 3-5 этажей, а для коттеджного жилья создавать отдельные поселки, как в России. И важно, чтобы внешний облик строений был презентабельным, в том числе это касается ремонта фасадов существующих зданий. Тогда город станет привлекательным. Наверняка соответствующие структуры будут отслеживать этот процесс. Вопрос нужно рассматривать в комплексе концепции застройки города. Для зон отдыха обустраивать набережные участки, например, в районе ул. Братьев Губаевых и в конце ул. Осетинская. Промышленные предприятия уместнее строить на окраинах города».
Главный строитель в республике вкратце рассказал о формировании новой Инвестпрограммы содействия соцэкономразвитию РЮО на 2023-2025 гг. Уже идет работа, поступают предложения. Новая трехлетняя программа примет конкретные очертания в первом квартале будущего года, а утвердят ее на заседании Межправкомиссии по социально-экономи-ческому сотрудничеству между РЮО и РФ. После этого представят подробную информацию. Известно, что продолжится благоустройство улично-дорожной сети в Цхинвале и строительство социально значимых объектов.
Пока в повестке дня – реализация нынешней программы, она завершается в следующем году.

А.БАГАЕВ