Ремонт улиц, «Старый мост» и другие объекты Инвестпрограммы

Министр строительства, архитектуры и ЖКХ Эдуард Дзагоев на пресс-конференции в Комитете информации и печати рассказал о ходе реализации Инвест-программы содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2020-2022 годы и ответил на актуальные вопросы журналистов.

По словам главы строительного ведомства, прошлогодний план, предусматривавший 26 мероприятий на сумму 1 млрд 239 млн рублей, выполнен на 92%. В частности, проведены работы по благоустройству восьми столичных улиц, построено хранилище для госрезерва на случай чрезвычайных ситуаций, скоро заработает площадка для компактирования твердых коммунальных отходов и т.д.
«Всего завершено 16 мероприятий, как и планировалось. Остальные – переходящие объекты, строительство которых должны закончить в текущем году, – сказал министр. – Это многоквартирные дома по ул. Героев, №118 и Братьев Губаевых, №131. Последний возводится в районе ЦАРЗ рядом с ранее построенными жилыми корпусами. В будущем в этой части города планируется построить детский сад, там получится полноценный микрорайон со своей инфраструктурой. В нынешнем году также завершится строительство 18-квартирных домов в поселках Дзау и Знаур, здание цхинвальской школы №3».
Летом должны довести до конца реконструкцию автодороги Гуфта-Квайса и строительство моста в районе с. Киров. Дополнительный водовод Ванат-Цхинвал построили в 2019 г. В рамках второго этапа работ проводится капремонт старого водозаборного сооружения, построенного в 1950-х годах. «Это позволит увеличить дебит воды до 15 тыс. кубометров в сутки», – отметил Э. Дзагоев.
Уже готова линейная часть, завершены мероприятия по обеззараживанию питьевой воды, осталось выполнить берегоукрепительные работы, планировку, монтаж освещения, ограждения и ох-ранной сигнализации. Дополнительный водовод предназначен не только для столицы, отдельную линию проведут и в с.Дменис, где установят очистные сооружения.
В программе на 2021 год с объемом финансирования 1 млрд 350 млн руб. тоже числится 26 мероприятий. «В Цхинвале запланировано строительство нового мостового перехода на месте старого через реку Лиахва по ул. 13 Коммунаров, благоустройство семи транспортных артерий, намечен ремонт улиц Уцыфарс в п. Дзау и Ленина в г. Квайсе, – рассказывает министр. – Начнется строительст-во детского лагеря в Дзауском районе на площадке бывшей турбазы Мзиугом, строительство еще двух 75-квартирных домов в Цхинвале в конце ул. Осетинская. Там будет три новых корпуса, один начали строить в прошлом году на месте бывшей фабрики бельевого трикотажа. В текущем году планируется закончить 18 мероприятий, остальные в следующем».
Еще два мероприятия предполагают завершение разработки проектно-сметной документации на объекты строительства и резерв средств на оплату услуг по технологическому присоединению высоковольтной линии через Рукский туннель.
Снести нельзя сохранить
Вопрос реконструкции «Старого моста» вызвал длительную дискуссию. Главный редактор газеты «Республика» Андрей Кочиев попросил министра сохранить сооружение, построенное больше века назад, отметив, что оно является составной частью старого города, который рано или поздно должен быть восстановлен.
«Этот мостовой переход – один из символов Цхинвала, его надо сохранить. Возможно, вымостить булыжником и пусть даже станет пешеходным. А новый мост можно построить южнее от него, ведь деньги на постройку все равно выделяются, – предложил А. Кочиев. – В европейских странах сохраняют старые мосты как пешеходные и строят новые. И у нас при желании могут это сделать».
По словам Дзагоева, по вопросу строительства моста альтернативные варианты не рассматривались. «По нашему мнению, мост следует строить там, где он находится, – подчеркнул он. – Я тоже за бережное отношение к объектам старины, но иногда свои действия и возможности нужно соизмерять с существующими реалиями».
По мнению главы Минстроя, ремонт старого моста невозможен, он в аварийном состоянии. Его можно будет использовать только в качестве пешеходного перехода. Строительство нового сооружения в другом месте предполагает устройство подъездных путей, это потребует дополнительных трат.
Как сказал Дзагоев, на восстановление «старого моста» деньги не могут быть выделены, даже если они небольшие, поскольку существуют определенные критерии, по которым формируется Инвестпрограмма.
«Если мы сохраним этот мост в нынешнем виде, сделав пешеходным, поскольку проезжим в таком состоянии он быть не может, то придется отказаться от нового капитального моста. С большой долей вероятности, в ближайшие годы не получим финансирование на его постройку, – считает министр. – Инвестпрограмма реализуется по межгосударственному соглашению с РФ. Мое мнение, пока у нас есть возможность строить в городе новые объекты, мы должны это делать. Новый мост прослужит больше 50 лет, а состояние старого ухудшается с каждым годом. Арматура постепенно корродирует, разрушается бетон».
По словам Дзагоева, новое сооружение будет железобетонным, расширится проезжая часть, но постараются воспроизвести исторический облик моста. Ответ удовлетворил не всех представителей СМИ, полемика с министром продолжилась после пресс-конфе-ренции.
Недоделки
Ежегодно на капремонт городских магистралей выделяются сотни миллионов рублей, однако качество выполняемых работ оставляет желать лучшего. На многих отремонтированных улицах спустя небольшое время выявляются дефекты: провалившаяся тротуарная плитка, огромные лужи, нервирующие горожан «шумные» решетки для ливневок и стучащие люки канализационных колодцев. «Осуществляется ли контроль за качеством ремонтных работ и закупаемыми материалами для обустройства дорог? Будут ли устранены недочеты?», – задали журналисты вопрос главному строителю республики.
«Недочеты бывают не только у нас, но даже в Москве, Канаде, США», – ответил Дзагоев.
Строительный контроль осуществляют специализированные ведомства, но избежать недоработок не удается. Впрочем, как пояснил министр, подрядчик несет гарантийные обязательства, в течение двух лет должен устранять недоделки. По словам Дзагоева, в ближайшие дни совместно с представителями городской администрации состоится контрольный объезд городских улиц. Зафиксируют недоработки и затем направят претензионные письма выполнявшим работы организациям для исправления ошибок.
Журналистов интересовало состояние городского парка им. Валерия Хубулова. Работы по его реконструкции до конца не завершены, в частности, озеленение и устройство теннисного корта. Между тем в ближайшее время состоится официальный акт передачи объекта на баланс мэрии Цхинвала, документация давно подготовлена и уже переслана. Как объяснил министр, лимит финансовых средств на реализацию проекта составил порядка 40 млн руб. «В рамках выделенных средств выполнены объемные работы. Парк многие годы находился в запущенном состоянии, сейчас облагорожен. Здесь еще высадят саженцы древесных пород, – уверяет глава Минстроя. – Что касается теннисного корта, то согласно проекту, там предполагалось установить ог-раждение, освещение и т. д. Эти работы выполнены по просьбе Федерации большого тенниса, по тому техническому заданию, которое нам дали. Теперь они сами должны довести до конца обустройство корта».
Оптимизация и перенос мероприятий
Из трехлетней Инвестпрограммы исключены некоторые мероприятия, которые перенесут в последующую Инвестпрограмму на 2023-2025 гг. В частности, строительство еще одного жилого корпуса в Цхинвале, детсада по ул. Братьев Губаевых, капремонт старого здания роддома и ремонт бывшей прачечной, где предполагалось разместить психоневрологический диспансер со стационарными койками для пациентов, нуждающихся в неотложной помощи.
Изменения, как пояснил Эдуард Дзагоев, связаны с оптимизацией Инвестпрограммы: «В России вследствие определенных причин на 10% сократили финансирование федеральных программ, настолько же урезаны инвестиционные программы, реализуемые в Абхазии и РЮО».
Для психдиспансера, добавил он, возможно, построят новое здание, поскольку бывшая прачечная в аварийном состоянии и требует сноса.
В ходе пресс-конференции министр строительства ответил и на другие вопросы.

А.БАГАЕВ