Особенности цхинвальского такси

 Упорядочить цены, улучшить качество сервиса

Цхинвал – город небольшой, его за час-полтора можно обойти пешком, но цены на услуги легкового такси здесь не ниже, а порой и выше, чем, к примеру, во Владикавказе, превышающем его по территории в несколько десятков раз. И бензин там не дешевле.

Ощутимая разница

В городах Северного Кавказа, да и в целом в России, стоимость перевозок рассчитывается в зависимости от расстояния. Для этого многие машины оборудованы таксометрами. Стартовые ставки у фирм разные, обычно начинаются от 45-50 руб. Цхинвальские таксисты счетчиками не пользуются. «Минималка» здесь установлена на уровне 100 руб. Именно столько сейчас частный извозчик возьмет с пассажира, даже если проедет всего 50 метров. А вот на окраины города, в БАМ, ЦАРЗ или ул. Гафеза  не постесняется попросить больше, к базовой стоимости почему-то добавляется некий коэффициент, хотя периферийные зоны в маленьком городе не сильно удалены от центра. Поездки по республике вовсе обходятся в кругленькую сумму. В условный Терегуан или Зар, куда всего 20 минут езды, таксисты  требуют 700-800 руб.

Цены на услуги машин с «шашечками» в Цхинвале многие пользователи считают необоснованно высокими. В редакцию нашей газеты не раз поступали жалобы от читателей,  люди просят навести порядок в сфере услуг частного извоза и умерить аппетиты водителей, занимающихся перевозками. Впрочем, государственное такси давно кануло в Лету, а воздействовать на частников не так просто. Пресловутый «свободный рынок».

«У таксистов какие-то неадекватные тарифы, – считает обратившаяся к нам жительница Цхинвала М. Цховребова. – От рынка на ул. Исака Харебова до ул. Сталина, это всего 200 метров, такси взял 100 рублей. Со мной была всего одна сумочка с овощами. Неприятно удивлена стоимостью короткой поездки. Во Владикавказе от медцентра «Асик» до автовокзала таксисты обычно просят меньше, хотя расстояние между ними 3,5 км. Вот такая разница».

Женщина спрашивает, почему у нас стоимость проезд пары сотен метров такая же, как во Владикавказе маршрут в 3-5 км, ведь бензин там не дешевле?

Цхинвальские таксисты четко ответа не дают. Высокие тарифы раньше пытались оправдать плохим состоянием дорог, дескать, ямки и ухабы влияют на расходы топлива. Дороги отремонтированы, но теперь водители сетуют на удорожание бензина и невысокий клиентский спрос.

«Цены растут на все: продукты, другие товары, ГСМ. Поэтому и мы вынуждены поднять стоимость услуг, ведь нужно на что-то жить, – объясняет частный извозчик А. Тедеев. – Сравнивать с Северной Осетией не совсем правильно. Там у таксистов нехватки в клиентах нет, спрос высокий. Здесь почти у всех личные автомобили. В среднем в день набираю всего 3-4 пассажира. Нам невыгодно варьировать цены в сторону уменьшения. Надо платить налог, нести расходы на содержание автомобиля».

У перевозчиков своя правда, но, думается, при разумной ценовой политике, клиентов у них будет больше. Кстати, многие таксисты заправляются газом, он обходится дешевле и потому не всегда уместно оправдывать высокую стоимость услуг подорожанием бензина.

У фирм, работающих по вызову, тарифы немного ниже. Впрочем, не всегда диспетчеры во время заказа называют стоимость поездки, приходится спрашивать водителя, а тот может завысить цифру. Качество сервиса необходимо повышать.

Надо ли платить за багаж?

Часто звучат жалобы от пользователей такси на взимание дополнительной платы за провоз багажа, порой она в два раза больше. «За перевозку всего одного мешка цемента по городу водитель легкового такси потребовал с меня 200 рублей, – удивлен А. Джиоев. – Получается, я заплатил за себя и отдельно за мешок цемента. Странные ценовые фокусы».

По российским законам, водитель легкового такси не имеет право требовать отдельную плату за провоз вещей. Пассажир оплачивает пользование всем легковым автомобилем, в том числе и его багажным отделением. Но это в РФ, хотя и там далеко не всегда соблюдаются эти требования. У нас частные извозчики сами устанавливают правила и цены, никто их деятельность фактически не регулирует.

Не секрет, часть перевозок и вовсе осуществляется незаконно. Не все таксисты имеют лицензию и платят налог.  Управление по лицензированию совместно с Комитетом по налогам и сборам, УБЭП и УГИБДД периодически проводит рейды по выявлению «нелегалов», подвергают денежным штрафам, но положить конец незаконной «шабашке» не удается.

Возросшие цены на поездки в Северную Осетию у многих пассажиров отбили желание пользоваться услугами частников. Все больше людей предпочитают им государственные автобусы, они обходятся почти в два раза дешевле. Часто многие отправляются в путь с неполным комплектом пассажиров. Полагаю, лучше немного убавить цену, чтобы чаще совершать рейсы с полным салоном.

Отдельно следует упомянуть о неподобающем поведении вокзальных таксистов. Не могут организовать очередь, «грызутся» за каждого клиента. Прибегают к разным уловкам, заманивая пассажиров. Выхватывают людей на подступах к вокзалу, обещая немедленно отправиться в путь, но потом просят подождать, пока не подберут еще одного пассажира.

Без возрастных ограничений

Возраст таксистов – отдельная тема. Зачастую за баранкой «зеленоглазого» авто оказывается водитель весьма почтенного возраста. Многие после выхода на пенсию подрабатывают перевозками. Вот только не все решаются подсесть к водителю преклонных лет. «Лично я уже не сяду в машину с пожилым водителем, – говорит М. Цховребова. – Был у меня такой неприятный случай. Ехала с таксистом, которому на вид больше 80 лет, ему во время поездки стало плохо с сердцем, даже вынужден был остановиться на полпути и принять лекарство. Мне самой стало не по себе, ведь была еще с ребенком. Интересно, до скольких лет можно работать таксистом?».

Закон не предусматривает каких-либо возрастных ограничений для лиц, занимающихся пассажирскими перевозками. Человек и в 90 лет может отличаться завидной работоспособностью, а его более молодой коллега иметь проблемы со здоровьем. Независимо от возраста водители должны регулярно проходить медосмотр. Этот вопрос следует взять на контроль. Нельзя выдавать лицензии людям с серьезными заболеваниями, особенно сердечно-сосудистой системы. Перевозка пассажиров – большая ответственность.

Неопрятность автомобиля тоже вызывает нарекания у пользователей такси.  Нередко встречаются колесящие по городу старые разваливающиеся машины. При этом их владельцев нисколько не смущает брать высокую плату с пассажиров.  Большое значение имеет чистота салона, пыль, плохой запах приводят в раздражение клиента, который в другой раз вряд ли поедет с неряшливым водителем.

Компетентным организациям следует лучше контролировать работу такси. Югоосетинский рынок частного извоза пора перевести в цивилизованное русло.

И. ДЖИОЕВ