Не становится ли кредитование фермеров «черной дырой»?

Многомиллионные вложения пока что не приводят к насыщению рынка

Одним из локомотивов развития Южной Осетии принято считать сельское хозяйство. Причем не за счет государственных совхозов или колхозов, как в советское время, а за счет индивидуальных хозяйств или крестьянско-фермерских хозяйств. С обрушением советских форм хозяйствования на авансцену сельского хозяйства Южной Осетии, как и всего постсоветского пространства, вышли фермеры.

Кредитование фермеров в Южной Осетии началось в 2000-х годах. Руководство и правительство республики в те годы поверило обещаниям фермеров накормить республику качественной сельхозпродукцией и полностью обеспечить внутренний рынок.
Время шло, кредиты выделялись, в том числе в виде товарных кредитов, а насыщения внутреннего рынка пока не произошло. Анализ ситуации с развитием фермерских хозяйств показывает, что большей частью заверения фермеров накормить республику качественной продукцией оказались блефом. Отдельные фермеры, получив кредиты (в том числе и товарные) впоследствии оправдывали невозврат средств то засухой, то неурожаем, болезнями и чуть ли не тяжелейшей геополитической ситуацией и наступлением НАТО на Восток. Вспоминается ситуация с завозом в республику коров калмыцкой породы, когда жители сел с радостью гнали домой мычащую, фактически дармовую скотину, а когда наступил срок возврата кредита, пытались все списать на отсутствие кормов для животных, вследствие чего калмыцкие буренки умерли с голоду. Возникает резонный вопрос: о чем вы думали, когда с воодушевлением получали от государства скотину? Почему не подумали о заготовке кормовой базы? И если ее у вас нет, зачем взяли на себя ответственность?
Стоит отметить, что зачастую у югоосетинских фермеров продукция в разы дороже привозной. Вспоминается собственный опыт автора, когда он на прилавках овощного магазина увидел югоосетинские яблоки, которые были на целых 30-40 рублей дороже иранских, которые пересекли несколько таможен! Почему килограмм банан или апельсин (из Эквадора, Венесуэлы и др. стран Южной Америки) стоит дешевле яблок, выращенных в нескольких километрах от Цхинвала, или самом городе?
Надо признать, конкуренцию югоосетинской сельхозпродукции составляют грузинские продукты. И по аналогии с западными санкциями, объявленными России, что в конечном итоге привело к росту и оживлению сельхозотрасли России, в Южной Осетии можно услышать заявления о необходимости запрета доступа на наш рынок продукции из Грузии.
Доля логики в этом есть, учитывая сомнения в экологической чистоте грузинской продукции, качество которой проверяется на КПП «Раздахан» соответствующими службами. Но нельзя проверить каждое яблоко и каждую ягоду винограда, которая может содержать опасные химические вещества! Учитывая враждебное отношение Грузии к Южной Осетии, нет сомнений, что на наш рынок поставляется качественная продукция!
Надо учитывать немаловажное обстоятельство, как отток населения из сел, где преимущественно живут представители старшего поколения. В любой стране главной производительной силой является молодежь. В этих условиях нереально, чтобы силами наших фермеров насытить внутренний рынок экологически чистой сельхозпродукцией.
На сайте Спутник-Южная Осетия в инфографике – данные на основе переписи 2015 года о количестве людей, занятых в той или иной отрасли. Так вот, в сельском хозяйстве занято 402 человека. Если вычесть из них фермеров, которых так можно назвать с большой натяжкой, то цифра окажется намного меньше. В состоянии несколько сот человек насытить внутренний рынок? Маловероятно! И как можно говорить о насыщении рынка своей продукцией, если наши фермеры норовят весь урожай вывезти одним махом за пределы республики? В конечном итоге фермеры вынуждают граждан республики покупать некачественную грузинскую продукцию…
А.КАЧМАЗОВ