Гром – село Цхинвальского района, население которого в советское время превышало тысяча человек. Сегодня здесь 110 домов и 297 жителей, из них около 30 не проживают постоянно в селе, но часто приезжают.
Глава сельской администрации Маирбег Кусраев вкратце рассказал нам чем живут сельчане и какие проблемы решают. С электроэнергией в Громе проблем нет. Кусраев поблагодарил руководство республики за ремонт основной дороги протяженностью 1,5 км. В рамках строительных работ, по его словам, заменяют и водопроводные коммуникации и к каждому дому проводят по 2-3 линии. Прозвучала просьба к руководству республики заменить водные коммуникации еще на 2 км, чтобы в деревне не нуждались в воде. На 2020 г. в Инвестпрограмму занесен ремонт двух улиц и дорог к кладбищу.
Амбулатория в селе, по заверению главы, оснащена необходимыми лекарствами, в мае 2019 г. выделили машину скорой помощи. Врач, по его словам, пациентов принимает не только в амбулатории, но и по вызову. В Громе два дня в неделю функционирует стоматологический кабинет, где жителей обслуживает врач-стома-толог Р. Тедеев.
За тридевять земель… за пресс-подборщиком
«Проблем много, но мы ощущаем внимание со стороны руководства республики и главы района, поэтому уверен, что поэтапно они будут решены. Село живет земледелием и животноводством, а у нас нет сельскохозяйственных машин, очень нужен пресс-под-борщик. Отсутствие этой техники доставляет большие проблемы сельчанам, чтобы заготовить на зиму сена. Они идут в Дменис и там договариваются с частным лицом», – сказал Кусраев.
В селе жалуются на участившиеся случаи нападения шакалов и волков на домашних животных, это для сельчан – проблема. Помимо этого, по словам Кусраева, в Громе несколько раз произошли возгорания, в результате сгорело три дома: «Село отдаленное, пока едет машина из ближайшего отделения МЧС, дом догорает. Поэтому есть просьба открыть в селе отделение МЧС, хотя бы с одной пожарной машиной».
Несмотря на улучшение жилищных условий, село пустеет
Директор Громской среднеобразовательной школы 33-летний Давид Кусраев отметил, что в школу ходят 12 детей, а педколлектив состоит из 15 учителей, а также шесть технических работников. По его словам, в прошлом году учеников было 14, но с каждым годом их меньше, потому что наблюдается отток населения и это основная проблема села.
«Школа отремонтирована, недавно заменили отопительную систему, ГУП «Электросеть» поставит новый трансформатор и через 2-3 дня мы запустим его. Есть еще проблема с транспортом. Выделенный общественный транспорт едет три раза в неделю, и учителя приезжают с города на своем транспорте, некоторых вожу сам. А в самой школе единственная проблема – спортзал. Летом дети играют на улице, с наступлением холодов сидят в школе», – поделился он.
Во 2, 3, 5, 6 классах нет учеников, но выпускников – три. В Громе нет соответствующих условий для воспитания детей, даже молодые семьи живут здесь, пока чадо не достигло школьного возраста. В школе нет секций и кружков. Несмотря на улучшение жилищных условий, село пустеет, в основном из-за отсутствия рабочих мест. Раньше здесь были отделения миротворцев, Минобороны, после их сокращения целые семьи покинули Гром.
Давид Кусраев и сам жил и работал в Громе у миротворцев, по его словам, он переехал в Цхинвал, когда попал под сокращение, семью – то содержать надо. «Тогда дорог совсем не было, перебои со светом, трудно было найти даже лекарства, но в селе было больше людей, потому что были рабочие места. Сейчас местные работают в строительных фирмах – строят дороги, но после в селе останутся одни старики», – сетует директор школы.
Ученица Громской школы Агунда Валиева рассказала, что пустующих уроков у детей не бывает. На вопрос об успеваемости, она ответила, что учится на четверки, а потом, потупив голову, добавила: «бывают и тройки». У Агунды средняя сестра ходит в 11 класс, а старшая окончила школу и поступила в ЮОГУ. Но, по ее словам, семья не собирается уезжать из Грома.
35-летняя Виктория Джиоева с мамой живут в Цхинвале, где работает воспитателем в детском саду, но в неделю несколько раз приезжают в Гром, иногда остаются на2-3 месяца. По ее словам, вся молодежь уехала из села, остались одни старики и несколько молодых семей, а также мужчины около 50 лет, которые так и не обзавелись семьей: «Я помню, когда была в 5 классе здесь было много людей и детей. Сейчас они приезжают только летом».
М. СОЛОЕВА