В Хетагурово остается шесть домов, разрушенных в войне 08.08.08

В следующем месяце исполняется двенадцать лет с трагических событий августа 2008 года, когда грузинское правительство разработало и решилось на реализацию операции «чистое поле» на всей территории Южной Осетии.

В августе 2008 года неожиданным для граждан республики было вторжение грузин в г.Цхинвал с западной стороны, в том числе и для жителей селения Хетагурово Цхинвальского района, пострадавших от грузинских фашистов, включая человеческие жертвы.
Прошло 12 лет, но, по словам сельчан, до сих пор в Хетагурово сохранились дома, разрушенные в 2008 году грузинскими войсками. Наша редакция решила воочию убедиться в этом, и глава сельской администрации Олег Бигулаев любезно предоставил нам эту возможность.
Олег Бигулаев в должности главы сельской администрации работает неполный год, но являясь местным жителем, отлично осведомлен о всех проблемах жителей с. Хетагурово. Когда сельчане обращаются к Бигулаеву со своей проблемой, он ходатайствует за них перед районной администрацией, которая в свою очередь доносит проблемы жителей села до правительства республики. По его словам, грузины, захватив село, ездили по улицам на танках и БМП и обстреливали дома, а после пехота «зачищала» территорию. Всего грузины разрушили в селе 43 частных домовладения, до 2020 года было восстановлено и построено 37 домов, из них с 2009 по 2010 годы – 31, остальные за последние несколько лет. Однако шесть домов, разрушенных в ходе грузинского вторжения в РЮО, остались невосстановленными.
«Еще до назначения меня на эту должность потерпевшие в 2008 году семьи писали заявления о помощи в строительстве или восстановлении их домов. Сегодня как глава сельской администрации, выполняя свои обязанности, я сообщаю о проблемах сельчан вышестоящим структурам, в чем мне всегда оказывает содействие и поддержку избранный по одномандатному округу депутат парламента Сармат Икоев», – рассказал в беседе с нами Олег Бигулаев.
Глава сельской администрации показал нам разрушенные дома, рассказав историю каждого из них. Мы пообщались и с некоторыми хозяевами этих домовладений.
Мадина Тегкаева и Юрий Бекоев в 2008 году прятались в подвале у соседей. Они не захотели покидать республику, так как сын защищал Родину, оставить его родители не могли. Свёкор Тегкаевой, Ефим Бекоев был ветераном ВОВ, и в августе 2008 года тоже отказался покидать дом, поэтому больного старика спустили в подвал. После пережитой войны ветеран скончался в тот же год. Шесть танковых снарядов попали в приусадебный участок и в дом Бекоевых. Семья несколько раз обращалась к руководству республики. По словам Мадины Тегкаевой, действующий президент пообещал восстановить разрушенные стены дома. Чтобы семья могла где-то жить, они закрыли огромные дыры в стенах дома картонными листами, а затем прикрыли старыми коврами.
Проехав на соседнюю улицу, мы остановились у второго дома. Некогда должно быть красивый, большой дом Сослана Бигулаева был не просто разрушен минометным огнем, но и полностью сгорел. Несомненно, дом подлежит сносу. Как нам объяснил О. Бигулаев, хозяевам приш-лось переехать в Цхинвал, где семья снимает квартиру. За приусадебным огородом они стараются следить, но отсутствие хозяев сказалось на огороде и садовых деревьях.
Следующим нашему обзору предстал двухэтажный большой дом Марины Бигулаевой, в котором осталось лишь три жилых комнат, да и те находятся в аварийном состоянии и небезопасны для проживания. Особо пострадал второй этаж дома. Рядом с домом находился хлев, от которого не осталось даже обломков. Марина, как и другие пострадавшие жители села, неоднократно осведомляла власти о своей проблеме. У нее два сына, которые обзавелись своими семьями. Они уехали в город, жили на квартире, но не смогли оплачивать квартиру ежемесячно. Поэтому один из сыновей вернулся домой и живет в одной из двух комнат на первом этаже. А второй сын от безысходности переселился к родителям супруги. Всего семья состоит из 11 человек, включая больного деверя – брата ее мужа. «Недавно во время дождя первый этаж залило. Спросонья мы не сразу поняли, что случилось, так как прозвучал непонятный грохот. Мы подумали, что рушится второй этаж и не на шутку перепугались», – рассказала она.
Во время предыдущего руководства Комиссия предложила хозяевам либо снос, либо восстановление. По словам Бигулаевой, она согласна на любое разрешение ее проблемы, но очередь до нее пока не дошла.
Пожилая женщина Натела Мамиева также неоднократно подавала заявление в соответствующие органы. Дом по решению комиссии подлежит восстановлению. Когда грузины ворвались в Хетагурово, их целью было разрушить войсковой штаб Минобороны РЮО. От здания штаба остались одни голые стены, и расположено оно в нескольких шагах от дома Мамиевой, в который также залетели снаряды. В 2019 г. пенсионерке обещали восстановить дом в 2020 году… Мамиева стойко пережила эту войну, но сегодня она боится одного – когда настанет час покинуть этот мир, ее будут провожать из такого разрушенного дома. Со слезами на глазах старушка рассказала, что даже в строительстве фундамента она принимала активное участие, собирала у реки подходящие камни и несла их на спине до огорода, где закладывали фундамент ее дома. Поговорка «каждый камушек в доме ей знаком и дорог», для нее не пустые слова. Живет сейчас пенсионерка на первом этаже, которое строили как подвальное помещение, оно темное и холодное, без окон. Дочь Мамиевой давно упрашивает мать поехать с ней в город. Она живет в доме мужа, с которым развелась, но старушка не собирается оставлять свой очаг, в который вложила всю свою жизнь.
Еще в 2009 году на месте пятого разрушенного дома Виктории Гаглоевой, который мы посетили, по решению комиссии должны были построить новый дом. Однако прошло одиннадцать лет, а решение комиссии осталось на бумаге. Вокруг бельэтажа не осталось и забора, одни ворота, изрешечённые пулями. Дом подлежит восстановлению. Заявление на восстановление хозяйка дома подавала во все соответствующие инстанции и в 2012 году. В том же году тогдашний председатель правительства Р. Хугаев распорядился восстановить дом, но он до сих пор стоит разрушенный. В 2015 г. Гаглоева получила ответ, что в связи с ограниченностью финансовых средств, предусмотренных в рамках Инвестпрограммы на восстановительные работы по жилищному фонду, удовлетворить ее просьбу не представляется возможным. С тех пор она ожидает разрешения своей проблемы. Виктория Гаглоева осталась сиротой в 1992 году, когда во время Зарской трагедии были зверски убиты ее родители, построившие это домовладение.
Стена небольшого дома пенсионерки Иры Джиоевой была разрушена снарядом. В 2012 году скончался ее супруг Заур Бигулаев, который ранее неумело попытался построить стену. Однако при строительно-восстановительных работах, несомненно, придется разрушить ее снова. Хозяева отремонтировали 2 комнаты и кухню, остальные находятся в нежилом состоянии. По ее словам, в свое время она подавала несколько заявлений, но отчаявшись и уже не надеясь на восстановление дома, не обратилась к действующему руководству республики.
2020 год, по указу Президента объявлен Годом Памяти – в связи со столетием геноцида осетин в 1920 году. Однако, как доказывают исторические факты, геноцид осетин продолжался вплоть до 2008 года. Сегодня все еще остаются разрушенные дома и судьбы как доказательство причиненного Грузией ущерба Южной Осетии в ходе августовской войны 2008 года.
Мадина БЯЗРОВА