/Алан Санакоев: «БНЗ постепенно наращивает объемы производства»

Алан Санакоев: «БНЗ постепенно наращивает объемы производства»

ГУП «Багиатский наливочный завод» пока единст-венное государственное предприятие, которое, несмотря на сложную экономическую ситуацию, экспортирует свою продукцию в РФ и является прибыльным. О состоянии дел на предприятии и планах на текущий год нам рассказал гендиректор Алан Санакоев.

— Какие виды продукции в настоящее время выпускает ГУП «Багиатский наливочный завод»?
— Предприятие выпускает минеральную воду «Багиата и родниковую воду «Суадон». «Багиату» разливают в 1,5- и 0,5-литровые ПЭТ-бутылки, а также 0,5-литровые стеклянные бутылки. А «Суадон» — в 5- и 0,5-литровых ПЭТ- бутылках.
Хочу уточнить, что ранее наше предприятие выпускало и минеральную воду «Дзау». Однако в феврале 2017 года распоряжением администрации Дзауского района источник этой минеральной воды был передан частному предпринимателю, который сейчас и обладает правом выпуска «Дзау».
— Есть положительная динамика в производственной деятельности?
— Несмотря на непростые условия работы, мы постепенно наращиваем объемы производства. В 2017 году БНЗ выпустил продукцию на 42 млн рублей, а в прошлом году – на 45 млн руб. То есть темп прироста составил 112%.
В минувшем году мы также установили своеобразный рекорд. Объем производства минеральной воды «Багиата» в полуторалитровой таре составил 2,5 млн бутылок. Это самый большой показатель со дня установки линии розлива, на котором работаем и по сей день.
С ростом объемов производства увеличились и суммы налоговых платежей предприятия. В позапрошлом году БНЗ уплатил в госбюджет налоги на общую сумму 4,8 млн руб., а в прошлом году сумма налоговых выплат предприятия составила 5,5 млн руб. То есть темп прироста составил 114,8%.
— А как обстоят дела с экспортом продукции предприятия?
— В 2018 году БНЗ отправил в Северную Осетию «Багиату» на 686 тыс. руб. Это то, что предприятие официально отправило на экспорт.
Но кроме того, предприниматели и граждане в частном порядке вывозят мелкооптовыми и розничными партиями в РСО-Алания почти всю «Багиату», которая реализуется через расположенный на территории БНЗ фирменный магазин. А это в денежном выражении составляет около 11 млн руб.
— В настоящее время БНЗ отправляет «Багиату» только в Россию. А какая работа проводится по расширению зарубежных рынков сбыта, поиску новых каналов реализации и партнеров?
— В этом году мы заключили дистрибьюторский договор с компанией ООО «Меркурий». Эта компания находится в Северной Осетии и будет поставлять «Багиату» в страны Евразийского союза. После получения в Роспотребнадзоре свидетельства о госрегистрации на родниковую воду «Суадон», возможно, «Меркурий» станет экспортировать в страны ЕС и этот продукт.
— А что делается для налаживания экспорта продукции БНЗ в другие дружественные нам страны – Абхазию, Сирию, Донецкую и Луганскую республики, Нагорный Карабах и т.д.?
— Чтобы мы могли экспортировать свою продукцию в указанные страны, на предприятии должна стоять линия розлива мощностью до 6 тыс. бутылок в час. А производственные мощности нашей линии составляют всего 2,5 – 3 тыс. бутылок в час. Поэтому сперва нужно решить вопрос увеличения производственного потенциала БНЗ.
— В настоящее время завод отправляет на экспорт в Россию только «Багиату», на которую в Роспотребнадзоре и других соответствующих ведомствах была получена необходимая для ввоза в РФ разрешительная документация. Прежнее руководство завода отмечало, что работает над получением аналогичных документов и для «Суадон».
— Эта работа уже была на стадии завершения, однако затем ввиду ряда причин ее не довели до конца. Но мы решили продолжить работу в данном направлении и, надеюсь, в скором времени уже сможем наряду с «Багиатой» экспортировать в РФ и родниковую воду «Суадон».
— Большая часть продукции БНЗ пока реализуется в Южной Осетии. Но местный рынок сбыта невелик. В то же время на нем уже сейчас появляются и другие отечественные продукты. В частности, минеральные воды «Аландон» и «Дзимыр», родниковая вода «Ossetian», вскоре начнется выпуск родниковой воды «Едыс». Насколько успешно БНЗ сможет конкурировать на локальном рынке сбыта с другими местными производителями?
— Конечно, другие югоосетинские производители минеральных и родниковых вод захватили определенный процент рынка сбыта. Однако я твердо уверен, что при грамотном подходе к делу мы будем успешны в конкурентной борьбе на местном рынке. На сегодня мы пока не ощутили влияние усилий конкурентов на объемах сбыта нашей продукции.
«Багиата» является брендом. Народ уже к ней привык. Мы строго соблюдаем технологию производства своей продукции, что гарантирует ее высокое качество.
Дебит источника хороший и позволяет наращивать объемы производства. Он находится рядом с предприятием. Это позволяет использовать для розлива свежую воду, а не перевозить ее в цистернах на километры.
Кроме того, каждая минеральная вода имеет свой состав, которая определяет ее лечебные и столовые свойства. Соответственно, одним в силу состояния здоровья больше подходит «Багиата», другим — «Дзау», третьим — другие минеральные воды. Поэтому у каждой из них свой сегмент потребителей.
К тому же БНЗ — государственное предприятие и цены на его продукцию ниже, чем у других производителей. Соответственно у нас есть конкурентное преимущество и в ценовом плане. Так что на местном рынке чувствуем себя очень уверенно.
В наших планах — открыть во всех районах республики свои фирменные магазины, через которые будем реализовывать продукцию БНЗ по отпускным ценам предприятия без надбавки. Это поможет увеличить объемы сбыта и еще сильнее укрепить позиции на местном рынке.
— Какие проблемы сейчас мешают полному раскрытию потенциала предприятия и повышению эффективности работы?
— Производственное оборудование БНЗ эксплуатируется шестой год. Оно уже часто выходит из строя. Связанные с этим вынужденные простои, закупки запчастей и ремонт обходятся нам в значительные суммы.
Кроме того, для розлива воды в тару разной емкости необходимо переналаживать линию. А на это требуется до двух суток. К тому же первые партии продукции после переналадки бывают бракованные, что также отражается на издержках предприятия. Все сказанное не лучшим образом отражается на эффективности хозяйственной деятельности БНЗ.
Ранее я уже отметил, чтобы завод мог наращивать объемы производства и увеличить экспорт продукции в Россию, а также начать поставки в другие дружественные нам страны, необходимо оборудование мощностью 6 тыс. бутылок в час. Для его закупки нужен льготный кредит, так как у самого завода нет таких денег.
Также БНЗ необходимо приобрести как минимум два новых КамАЗа. Перевозка сырья и готовой продукции на собственных грузовых автомобилях существенно сократит транспортные расходы.
— Ну и как собираетесь решать указанные проблемы?
— Мы намерены в ближайшее время обратиться в вышестоящую организацию — Комитет промышленности, энергетики и транспорта, а также Национальный банк РЮО с вопросом о предоставлении БНЗ льготного кредита. Если БНЗ помогут с кредитом, эффективность работы предприятия значительно повысится.
— Расскажите о планах предприятия на 2019 год.
— Будем и далее работать ритмично, не снижая при этом темпов производства и сохраняя высокое качество продукции. Также собираемся своевременно решить вопрос получения в Роспотребнадзоре разрешительной документации для экспорта «Суадон» в Россию. Дальнейшие наши планы зависят от решения вопроса получения льготного кредита.
Гугули ВАЛИЕВ