Здравоохранение и социальное развитие РЮО

Одним из показателей современного социально ориентированного государства является эффективная система здравоохранения, позволяющая в должной мере обеспечить потребности населения в медицинской помощи. Сегодняшняя сфера здравоохранения Южной Осетии представляет собой остатки советской системы, после 20 лет войн, экономической стагнации и резкого снижения качества кадровой составляющей. Если исходить из статистических данных по количеству различного рода лечебных учреждений, то в целом картина выглядит не столь удручающей. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Южная Осетия имеет 84 подведомственных учреждений.

Из них больниц – 9, поликлиник – 5, врачебных амбулаторий – 10, 1 родильный дом с гинекологическим отделением и женской консультацией, станций скорой помощи – 2, диспансеров – 5, центр профилактической медицины, бюро судебно-медицинской экспертизы, реабилитационный центр «Надежда», пансионат для престарелых и инвалидов «Забота», 47 ФАПов и т.д.

В целом стационары рассчитаны на 1040 коек, фактически же развернуто 670 коек.

В общей сложности во всех учреждениях 275 врачей, средних медработников – 751 человек, младшего медицинского персонала – 403, и 326 человек хоз. персонала.

При этом средняя заработная плата у врачей составляет 12400 рублей; среднего медперсонала – 9864 рубля, младшего медперсонала – 8579 рублей.

За этими статистическими данными, между тем скрываются серьезные проблемы, решить которые представляется возможным только путем концентрации усилий. В целом, по всеобщей оценке состояние здравоохранения сложное и не удовлетворяющее потребностям в объеме государственных гарантий охраны здоровья граждан Республики.

Если суммировать все проблемы здравоохранения, то среди них можно выделить ключевые. Во-первых, это кадровые проблемы.

Во-вторых, низкая оснащенность лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой и аппаратурой.

В-третьих, неудовлетворительное состояние зданий и коммуникаций многих лечебно-профилактических учреждений.

Кадровый вопрос является решающим в деле улучшения работы всей системы здравоохранения. В районах и сельских лечебных учреждениях очень много вакансий врачей. Практически отсутствует пополнение отрасли молодыми кадрами. Существует нехватка таких специалистов как психиатр, фтизиатр, травматолог, хирург, нарколог, реаниматолог, детский психоневролог, педиатр, реабилитолог, офтальмолог.

Можно также говорить об отсутствии профессиональной конкуренции, что пагубно сказывается на качестве лечения больных.

Для выправления ситуации Министерством здравоохранения и социального развития РЮО проводится определенная работа.

В частности, в 2013 году были трудоустроены 17 врачей, среди которых – 16 молодых специалистов (рентгенолог, эндокринолог, два хирурга, стоматологи, иммунолог, участковый педиатр и др.).

14 врачей прошли курсы повышения квалификации в различных клиниках Российской Федерации, на эти цели из госбюджета было выделено 2 100 000 рублей, 15 врачей прошли аттестацию на присвоение квалификационной категории. Кроме того, в 2013 г. на обучение в клиническую ординатуру за счет средств федерального бюджета направлено 8 человек, из них – 2 травматолога, 1 ревматолог, 1 гематолог, 2 реаниматолога. 2 врачей направлены в клиническую ординатуру на платной основе.

В настоящее время обучение в клинической ординатуре проходят 15 врачей.

Также создан банк данных для студентов-медиков, получивших лимиты РЮО, с целью прогнозирования специализации и трудоустройства в лечебно-профилактических учреждениях в РЮО. На сегодняшний день 37 человек учатся на разных курсах в медицинских вузах РФ, с ними проведена разъяснительная работа по вопросу остро необходимых специальностей в Республике.

 

ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

Определённые меры предпринимаются и для улучшения технического оснащения сферы здравоохранения. Главное внимание уделяется Республиканской больнице, которая является головным учреждением, где оказывается квалифицированная медицинская помощь в т.ч. детям и инфекционным больным.

В течение 2013 года в стационарах прошли лечение 9027 больных (в 2012 г. – 5248), ими проведено 84736 койко-дней (в 2012 г. – 54553 койко-дня). Нагрузка койки составила – 204,3 (в 2012 году – 135 дней). Несмотря на то, что Республиканская больница плохо оснащена современным диагностическим оборудованием, нет компьютерного томографа, недостаточно лабораторной диагностической аппаратуры, наркозной аппаратуры, аппаратов искусственной вентиляции легких, в результате чего многих больных пришлось направлять на лечение за пределы РЮО, количество госпитализированных и, соответственно, количество проведенных ими койко-дней возросло в связи с тем, что значительно улучшилось стационарное обеспечение лекарственными препаратами.

Проведено 730 операций в стационаре, из них – 70 у детей, 115 операций с использованием эндоскопической аппаратуры (108-холецистит, 1 – диагностическая лапароскопия, 5 – резекция кисты яичника, 1 – резекция кисты почки).

Завершен ремонт инфекционного корпуса Республиканской больницы, в это же здание из ветхого строения переведен республиканский кожно- венерологический диспансер. Для улучшения водоснабжения проведены две дополнительные линии подачи воды в инфекционный корпус, основной корпус Республиканской больницы и в противотуберкулезный диспансер. Однако по-прежнему остро стоит задача по оснащению этих лечебных подразделений медицинской мебелью (кровати, столы, стулья, шкафы, прикроватные тумбочки и т.д.). Отсутствие инвентаря и необходимых технических и лабораторных средств остро сказывается на работе этих учреждений, что отчетливо проявилось во время массового отравления людей на одной из свадеб в городе и вспышке ротавирусной инфекции. Источников финансирования для решения этого важного вопроса у Министерства здравоохранения и социального развития на сегодняшний день нет. Кроме того, Республиканский кожно-венерологический диспансер необходимо доукомплектовать недостающими штатными единицами для функционирования его как стационара.

Ряд шагов был предпринят и по улучшению технического оснащения медицинских учреждений в районах Республики. В 2013 году в рамках Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию РЮО приобретены рентгеновские аппараты как для Республиканской больницы, так и для Республиканской стоматологической поликлиники и стоматологических кабинетов Знаурской и Ленингорской ЦРБ на сумму 20 млн. рублей. В ближайшее время оборудование будет смонтировано, что значительно улучшит деятельность этой службы как в городе, так и в районах.

По-прежнему остро стоит проблема состояния родильного дома. На сегодняшний день родильный дом с гинекологическим отделением и женской консультацией является единственным учреждением, где оказывается помощь беременным и гинекологическим больным. Здание эксплуатируется с 1956г. и находится в аварийном состоянии. Первоначально планировалась реконструкция родильного дома, но после осмотра здания и консультаций со специалистами-строителя-ми было решено включить в Инвестпрограмму 2015-2017г. строительство нового родильного дома с гинекологическим отделением, отделением патологии беременности, отделением первого этапа выхаживания новорожденных и женской консультацией.

Сегодня в Республике нет детской реанимации, нет отделения патологии новорожденных, нет даже поста интенсивной терапии. По этой причине приходится детей в тяжелом и крайне тяжелом состоянии переводить в соответствующие отделения г.Владикавказа (9 новорожденных) и Тбилиси (2 новорожденных).

За последние годы удельный вес детей, родившихся в Цхинвальском родильном доме, уменьшается. В 2013 году всего по Республике родилось 641 детей, что на 12% больше, чем в 2012г (572). Из них – 328 детей(51%) родились в Цхинвальском родильном доме, а в 2012 году этот показатель составлял 56,5%.

Показатель смертности среди новорожденных составляет 8,3%, в том числе 5 детей умерло в родильном доме с патологией периода новорожденных, 1 ребенок умер от опухоли головного мозга, 1 ребенок от ВИЧ-инфекции, 1 ребенок, не привитый по религиозным соображениям, от панэнцефалита.

Детей до 1 года умерло 6. Младенческая смертность в 2013 году составила 9,3% (в 2012 – 8,7%). В среднем по РФ младенческая смертность составила 8,3% , в РСО-Алания – 12,2% .

Это является лишним подтверждением тому, что детскую больницу необходимо достраивать, оснастить ее современным оборудованием и обеспечить ее соответствующими кадрами. Вопрос усугубляется тем, что с 2014 года в РДКБ г.Владикавказа детей, не имеющих гражданства РФ, лечат на платной основе. Решается вопрос о выдаче родового сертификата в нашей Республике, но в эту программу не входят лица с гражданством РЮО без гражданства РФ.

 

ЗДАНИЯ И КОММУНИКАЦИИ

Третьей главной проблемой сферы здравоохранения является неудовлетворительное состояние зданий и коммуникаций многих лечебно-профилактических учреждений.

В числе таковых – противотуберкулезный диспансер, который развернут в помещении, не подлежащем ремонту, и находится в черте города, рядом с Республиканской больницей. Между тем, потребность в подобном учебном учреждении ощущается остро. На учете в диспансере 382 больных (в 2012 году – 385) из них активных-52 (в 2012 году – 47), из 382 больных впервые взяты на учет 16, из них БК(+) – 7. В стационаре прошли лечение 18 больных. В противотуберкулезном диспансере работают только три врача, рентгенаппарат устарел не только морально, но и технически, часто выходит из строя. Приходится обследовать этих больных в Республиканской больнице, что является нарушением положений СанПиНа. В связи с такими условиями в стационаре, больные сами выезжают на лечение в РСО-Алания, и подчас МЗиСР РЮО не имеет о них никаких сведений, зачастую они даже не состоят на учете в РЮО. Два года назад приобретен передвижной флюорограф. С его помощью планировалось проведение массового обследования населения с целью раннего выявления туберкулеза и онкопатологии. Но, к сожалению, установка часто выходит из строя, а возможности отремонтировать ее на территории Республики нет. Минздрав РЮО ищет молодых людей, для обучения монтирования медицинского оборудования, но пока безуспешно. Проектно-сметная документация на строительство противотуберкулезного диспансера за пределами города прошла государственную экспертизу и находится в ФЦЦС г.Москвы, на согласовании сметной стоимости строительства.

Другой объект здравоохранения, в котором нуждается Республика – психиатрическая больница. Прежнее здание было полностью разрушено во время военных действий. На сегодняшний день в психоневрологическом диспансере на учете состоит 1 963 больных, 56 из которых социально-опасные, они периодически нуждаются в стационарном лечении. С большими трудностями таких больных транспортируют в психиатрическую больницу г. Владикавказа, где их пока безотказно принимают. Необходимо строительство новой психиатрической больницы за чертой города. Проектно-сметная документация на строительство больницы на 50 коек находится на ГЭ г.Владикавказа. При строительстве психиатрической больницы в ней также планируется развернуть наркологическое отделение на 10 коек для решения вопроса лечения больных с алкоголизмом и наркоманией. Сейчас наркологический диспансер в силу ограниченных возможностей, может только брать на учет больных и проводить определение степени алкогольного опьянения и присутствия в организме некоторых наркотических средств.

Состояние ряда других лечебных учреждений несколько лучше. Цхинвальская городская поликлиника и детская поликлиника отремонтированы после войны, правда, с большими дефектами. В городской поликлинике за счет денежных средств, выделенных по Инвестиционной программе, решен вопрос приобретения необходимого диагностического оборудования, что улучшит показатели работы.

Детская поликлиника рассчитана на 100 посещений в смену, работа двухсменная, в субботние дни работает дежурный врач до 14.00.Укомлектованность врачами – 98%. Причем 58% участковых врачей пенсионного возраста, 80% школьных врачей пенсионного возраста. Всего в поликлинике за 2013г. было зафиксировано посещений 63 750, из них по поводу заболеваний – 10 377. На базе поликлиники проводится плановая иммунизация детей РЮО по национальному календарю профилактических прививок РФ. Полнота охвата увеличивается, сбоев в обеспечении иммунобиологическими препаратами нет.

С 14 октября 2013г. начата диспансеризация населения г.Цхинвала на базе городской поликлиники. Общее количество больных, прошедших диспансеризацию – 1 593 человек (с 14 октября по 12 ноября), из 816 подтвержденных случаев хронических заболеваний на первое место выходит патология сердечно-сосудистой системы (308), на втором месте – патология пищеварительной системы (295), патология нервной системы – 118 случаев, патология мочеполовой системы – 100. Число новых подтвержденных случаев онкологических заболеваний – 4.

Проведение диспансеризации населения районов планируется и в 2014г.

Свои трудности имеются и в службе «Скорой медицинской помощи». В Цхинвале она функционирует в отремонтированном здании, но автопарк значительно устарел, необходимо приобрести 8 машин для нормальной работы станции, тем более, что нагрузка на станцию ложится значительная. Еще острее стоит этот вопрос в Ленингорском и Знаурском районах. За 2013 год обслужено 22 199 вызовов, из них в сельские населенные пункты – 850, (2012г – 20 845 вызовов).

В гораздо более тяжелом состоянии находятся лечебные учреждения в районах Республики. Речь идет как о состоянии зданий, так и техническом и кадровом обеспечении.

Районные и сельские лечебные учреждения находятся в крайне тяжелых условиях, нет врачей, хирургов, педиатров, акушер-гинекологов. Нет условий для обследования больных. Знаурская и Ленингорская районные больницы отремонтированы, но нуждаются в дооснащении оборудованием и инвентарем. Здание поликлиники Ленингорской ЦРБ находится в аварийном состоянии. Прием больных ведется временно на 1 этаже стационарного корпуса. Необходимо строительство второго корпуса Ленингорской ЦРБ, где были бы размещены операционные, лаборатория, поликлиники, реанимационное отделение. Данные изменения были согласованы с российскими специалистами. В настоящее время с учетом данных рекомендаций планируется разработка проектно-сметной документации.

В основном районные учреждения оказывают первую врачебную помощь и при необходимости направляют больных в Республиканскую больницу.

Квайсинская больница также развернута в старом приспособленном, абсолютно ветхом здании бывшей гостиницы, не отвечающей абсолютно никаким требованиям СанПиНа. Необходимо строительство нового здания, учитывая отдаленность от г.Цхинвала и тяжелые дороги, особенно в зимнее время. На сегодняшний день практически решен вопрос о включении в Инвестиционную программу монтаж двух модулей для поликлиники и стационара в г.Квайсе.

В Дзауском районе тоже нет ни одного лечебного учреждения, развернутого в капитальном здании, кроме Синагурской участковой больницы. Дзауская ЦРБ функционирует в устаревших, не подлежащих ремонту вагончиках. Единственный объект, строительство, которого будет продолжено в 2014г. по Инвестпрограмме – это центральная районная больница на 15 коек с поликлиникой на 50 посещений в смену и подстанцией «Скорой медицинской помощи» в п.Дзау.

Ситуация с медицинским обслуживанием населения районов должна облегчить установка ФАПов.

Согласно Инвестиционной программе содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2012-2013 годы приобретено 6 ФАПов. В сёлах Сатикар, Орчосан, Цнелис и Кватетри они уже установлены. В настоящее время идет монтаж в селе Монастер. В Ахмадж в ближайшее время начнутся работы. Благоустройством территории и подключением коммуникаций будут заниматься местные администрации.

 

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Не менее важным аспектом для эффективной работы системы здравоохранения является вопрос лекарственного обеспечения.

После некоторого перерыва вопрос медикаментозного обеспечения как лечебных учреждений, так и льготной категории населения поставлен на должный уровень. Объем финансового обеспечения на приобретение медикаментов и расходных материалов увеличен с 35 000 000 рублей до 155 400 000 рублей, в том числе и для бесплатного обеспечения льготной категории больных. Сегодня 1 872 человек бесплатно получают медикаменты при амбулаторном лечении.

Распределение больных по основным группам заболеваний и льготным категориям граждан выглядит следующим образом:

– Бронхиальная астма – 60 больных

– Гепатит «С» – 35 больных

– Болезнь Паркинсона – 79 больных

– Эпилепсия – 307 больных

– Шизофрения – 262 больных

– Рассеянный склероз -4 больных

– Ревматизм – 13 больных

– Туберкулез – 22 больных

– Сахарный диабет – 870 больных

– Онкология – 37 больных

– Программа «7 нозологий» – 3 больных

– Участники и инвалиды ВОВ – 58 человек

– Участники афганских и венгерских событий, войн в РЮО, Абхазии, РСО-Алании – 23 человек

– Дети-инвалиды – 23 больных

– Все дети до трёх лет.

Впервые с 1991 года проводится анализ онкозаболеваемости.

В 2013г. впервые выявленных больных было 93, умерло – 41, на конец года на учете состоит 236 больных, отметим, что работа по их учету продолжается.

В течение года стационары были полностью обеспечены необходимыми лекарственными препаратами и расходными материалами.

Также заключен договор с ГУП «Медицинские препараты» г.Владикавказа о приобретении наркотических препаратов. Первая партия препаратов уже получена. В 2014 году ожидается подписание договора на поставку психотропных веществ.

 

ОКАЗАНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Учитывая состояние здравоохранения в Южной Осетии, профильные ведомства России и РЮО продолжают взаимодействия с целью оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках подписанного ранее соглашения в 2013 году была продолжена работа по направлению больных в ведущие клиники Российской Федерации. В течение года на лечение в медицинские организации РФ направлено 61 человек, из них 10 детей, лечение которых оплачено со средств спецсчета Наблюдательного Совета при Президенте РЮО, в сумме – 6 000 972 руб.

По итогам совместного совещания от 22 мая 2013г., состоявшегося в СКММЦ г. Беслан под руководством помощника министра здравоохранения РФ с участием представителей Министерства здравоохранения РФ, разработан механизм направления больных, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в соответствующие клиники РФ.

В перечне медицинских учреждений – центр в г. Беслане и клиника СОГМА, в том числе для детей предусмотрено направление в Российскую детскую клиническую больницу (РДКБ) г. Москвы на предмет оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

В 2013г. в СКММЦ г.Беслана направлено 136 чел. (коксартрозы – 48, глазная патология – 41, сосудистая хирургия – 5, неврология – 7, урология – 6, сердечно-сосудистая патология – 24, рекомендованы другие клиники РФ – 5). Из них пролечено – 36 человек (18 – глазные операции, 18 – другие виды помощи). Остальные 90 поставлены в лист ожидания на 2014 г.,10 – отказано по различным причинам.

Клиника СОГМА в 2013г. оказала специализированную помощь 6 больным.

РДКБ города Москвы было направлено 18 детей, из них пролечено в 2013 г. – 8 детей, остальные в листе ожидания на 2014г.

Большую озабоченность Минздрава Республики вызывают больные, которые являются только гражданами РЮО. Их направление на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи невозможно решить, из-за отсутствия денежных средств на счету Минздрава.

 

ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Большое внимание в течение 2013 года уделялось дальнейшему развитию законодательной базы сферы здравоохранения Южной Осетии.

Для этой цели были разработаны и приняты три Конституционных Закона:

«Об охране здоровья граждан РЮО», «Об обращении лекарственных средств» и «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Кроме того, принята «Государственная программа РЮО» Развитие здравоохранения на 2013-2020 годы», предусматривающая концентрацию усилий на наиболее болевых точках отечественного здравоохранения и повышения качества медицинских услуг, оказываемых населению, расширению охвата отдаленных населенных пунктов РЮО.

Важное значение имела программа «О государственных гарантиях бесплатного оказания гражданам РЮО медицинской помощи на 2013 год».

Развитие нормотворчества проходило и на уровне Правительства, принято ряд постановлений.

В их числе – «Об утверждении перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно», «О лицензировании медицинской деятельности», а также «Об организации мониторинга лекарственного обеспечения медицинских организаций и граждан РЮО, относящихся к группам населения и с категориями заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно».

Принимаемые постановления были направлены на систематизацию усилий исполнительной власти, отработку конкретных механизмов оказания бесплатной лекарственной помощи различным категориям населения, в частности, в перечень льготников добавлены новые категории больных.

 

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С РФ

Развитие сотрудничества в сфере здравоохранения и социальной защиты между Южной Осетией и Россией с каждым годом приобретает все более системный характер. При этом речь не только об оказании периодической помощи. Специалисты российских ведомств вплотную работают с югоосетинскими коллегами, в том числе по линии разработки законодательных актов, направленных на приближение здравоохранения и социальной сферы Республики к российским стандартам.

В 2013 году продолжалось налаживание тесных связей с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты РФ и Управлением Президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками СНГ, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия.

Созданы межведомственные рабочие группы по вопросам совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья и социального развития.

Подписано «Соглашение между Правительством Республики Южная Осетия и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ, постоянно проживающим в РЮО, включая лекарственное обеспечение», о котором уже шла речь раньше.

Договорная база позволяет динамично наращивать взаимодействия по всему спектру вопросов и дает надежду на постепенное улучшение ситуации с медицинским обслуживанием населения Южной Осетии.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Вторым главным направлением в деятельности Минздрава РЮО является социальная сфера, без развития которой невозможно говорить о строительстве социального государства. Между тем проблем в этой сфере не меньше, а пожалуй даже больше, чем в медицине.

Вся работа социальной сферы Республики сегодня сводится к выплате единовременного пособия на рождение ребенка в сумме 5000 руб., ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет в сумме 200 руб. и пособия на каждого третьего и последующего ребенка до 1,5 лет в сумме 2000 руб.

Адресная помощь оказывается незащищенным слоям населения.

За 2013 год Правительством РЮО выделены денежные средства в сумме 12 миллионов рублей и 895 гражданам оказана адресная помощь (инвалиды 1-2 группы, инвалиды с детства, малоимущие, сироты и многодетные семьи) в размере 10 миллионов рублей из этой суммы. Согласно Распоряжению Правительства РЮО от 17 декабря 2013г. районам РЮО перечислены денежные средства в размере 2 миллионов рублей (по 500 000тыс.) на оказание адресной социальной помощи населению районов.

По-прежнему остается актуальным вопрос с пансионатом для престарелых и инвалидов «Забота», который функционирует на первом этаже полуразрушенного здания. Неоднократно поднимался вопрос о строительстве нового малоэтажного комплекса для престарелых и инвалидов на 40 мест. В этом же комплексе будет предусмотрено размещение отделения для оказания паллиативной медицинской помощи.

Практически с нуля за последние годы создается законодательная база в социальной сфере. Совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РФ ведется работа над проектами законов РЮО: «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Фонд социального страхования», также разработан и подготовлен проект закона РЮО «Об основах охраны труда», который на данный момент находится на рассмотрении в Министерстве юстиции РЮО. Принятие перечисленных законопроектов позволит поступательно развивать социальную сферу Республики, улучшать ситуацию с социальной защитой населения, приближая ее к российским стандартам.

 

МЕРОПРИЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

После анализа ситуации в сфере здравоохранения Южной Осетии, Министерством здравоохранения и социального развития РЮО был намечен комплекс мер, направленных на выправление ситуации.

В частности, предусматривается улучшение исполнительской дисциплины среди сотрудников подведомственных МЗиСР РЮО организаций;

повышение квалификации врачебного персонала, внедрение в повседневную практику новых, передовых методов лечения;

активизация разъяснительной работы среди студентов-медиков и клинических ординаторов с целью привлечения необходимых кадров в Республику;

обеспечение бесперебойной работы приобретаемого медицинского оборудования. С этой целью необходимо привлечение и обучение технического персонала из молодежи Республики.

И последнее – в перечне намеченных мер – изыскание финансовых средств для проведения специализированного лечения и оказания высокотехнологической медицинской помощи для всех наших сограждан.