Герб РЮО Южная Осетия
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
№ 77
1 сентября 2007 г.

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА - РЫНОК СБЫТА

Сослан ТИГИЕВ

"Не знать пива - не знать радости жизни", - гласит поговорка, существовавшая в древние времена у шумеров, населявших Месопотамию. В Вавилоне, были найдены на камнях и папирусах записи первых рецептов, по которым в 7 в. до н.э. варили пиво.

Пиво не только вкусный алкогольный напиток, он обладает и целебными свойствами, что доказано в результате проведенных исследований ведущими учеными из Англии, Германии, Швеции. Регулярно принимая данный напиток, можно излечить гастрит (выпивая натощак), избавиться от зубной боли, и даже от камней в почках и печеночных колик. Мюнхенский институт пива и вовсе открыл уникальную способность нефильтрованного пива: оно выводит из организма соли алюминия, препятствует развитию раковых образований. Известно также успешное использование хмельного напитка в косметологии.

У осетин пиво всегда являлось наиболее популярным национальным напитком, изготавливаемый с давних времен, о чем ярко свидетельствуют легенды осетинского "Нартовского эпоса" и народные предания.

Отменные вкусовые качества осетинского пива отмечались многими путешественниками, посетившими Кавказ. К примеру, известный немецкий кавказовед Ю.Клапрот писал в начале 19-го века: "Осетинское пиво (б?г?ны) - лучшее во всем Кавказе. Если оно хорошо сварено, ни в чем не уступает английскому портеру".

Приведу еще один пример. Когда любимец императрицы России Екатерины II, государственный деятель князь Потемкин впервые попробовал осетинское пиво, доставленное для него в Петербург, то был настолько восхищен этим напитком, что велел выписать в Петербург осетинских пивоваров.

В Южной Осетии продолжателем славных традиций осетинского пивоварения является основанный в 1950 г. в г. Цхинвале завод пива и фруктовых вод (пивзавод), который в союзное время обеспечивал пенистым хмельным напитком не только область, но и многие районы Грузинской ССР.

В конце 80-х гг. прошлого столетия в Цхинвал приехали, заинтересовавшиеся осетинским пивом представители из Канады. Качество пива Цхинвальского завода им очень понравилось, было решено заключить торговые соглашения, но начавшаяся вскоре агрессия Грузии в отношении югоосетинского народа помешала укреплению торгового сотрудничества с североамериканцами.

Предприятие на сегодняшний день производит пиво двух сортов: "Осетинское пиво" - 15% -ой плотности (темное) и "Осетинское пиво" - 12% - ой (светлое), которые разливаются в 1,5-литровые пластиковые и в стеклянные поллиттровые бутылки. Бутылки закупаются во Владикавказе, но, по словам директора Ваида Зассеева, завод планирует приобрести аппарат выдува пластиковых бутылок. "Это позволит расширить выпуск продукции, в частности, будем разливать соки различных наименований, что, в свою очередь, даст возможность дополнительно открыть новые рабочие места", - говорит директор завода.

Выпускает пивзавод и безалкогольный напиток - лимонад двух сортов: из сахарина и из натуральных ингредиентов. Разливается лимонад в бутылках евростандарт. В настоящее время на заводе устанавливаются сатураторы для ускорения процесса розлива лимонада.

В 1997 г. Цхинвальский завод пива и фруктовых вод расширил ассортимент выпускаемой продукции, начав производить водку. В этом году она стала выходить под названием "Ронг". Под таким же названием на реализацию поступил ликер. С середины 90-х гг. завод стал разливать минеральную воду "Багиата" в стеклянных бутылках емкостью 0,5 л.

В производстве задействовано около 60 рабочих рук. Более 60 % контингента составляют представительницы слабого пола. Средний возраст служащих - 45 лет. Следует отметить, что руководство производством осуществляют квалифицированные специалисты, окончившие учебу по профессии в таких городах, как Москва, Киев, Ташкент и т.д.

Пивзавод - хозрасчетная организация. В этом году удалось существенно увеличить зарплату служащим. Сегодня средний размер заработной платы в нем составляет - 2400 рублей.

Состояние цехов, в целом особой тревоги у руководства завода не вызывает, разве что требуется частичное обновление кровли. В 1997-98 гг. наладчики из Болгарии совместно с сотрудниками завода во главе с механиком Геннадием Плиевым полностью реконструировали цех разлива пива и водки, после чего цех был оснащен новым оборудованием.

Объемы производства пива и лимонада во многом зависят от времени года. Если в летнее время спрос на пиво и безалкогольные напитки возрастает, что соответственно приводит к увеличению производства, то в зимнее спадает. В среднем баланс производства продукции выглядит следующим образом: зимний период - пиво - 75 гектолитров; лимонад - 15 200 единиц бутылок; минеральная вода "Багиата" - 5300; водка - 4600. В летний период производство пива достигает - 411 гектолитров; лимонад - 28400 бутылок; "Багиата" - 7800; водки - 2000.

Руководство завода не считает предприятие рентабельным: "Держимся на плаву", - говорит зав производством Ирина Хугаева. В летний сезон, в связи с возрастанием потребностей населения в безалкогольных напитках и пиве доходы завода несколько возрастают. Но главной проблемой остается рынок сбыта. Продукция реализуется только на территории республики, а внутренний рынок еще и наполнен привозным пивом. Хотя пиво Цхинвальского завода не уступает лучшим образцам привозного и выдерживает конкуренцию, тем не менее, мешает ее более активной реализации.

Думается, государству следовало бы поддерживать развитие местного производства. Перерабатывающая индустрия РЮО ныне переживает далеко не лучшие времена. Только некоторые предприятия, в числе которых пивзавод, пытаются сохранить жизнеспособность, и их нужно всячески поддерживать. Стоило бы либо ограничить ввоз, либо установить повышенные таможенные пошлины, на завозимую извне продукцию, которая имеется в производстве у нас, если, конечно, местные предприятия в состоянии удовлетворять потребности внутреннего рынка. А Цхинвальский завод пива и фруктовых вод, в состоянии. Пиво, производимое в нем, отвечает всем стандартам, к тому же, в отличие от привозного, не содержит консервантов.

Согласно опросу проведенного среди любителей этого напитка в Цхинвале, лучшим по качеству среди разнообразия данного вида продукции они считают именно местное пиво. Как они говорят: "Только при его употреблении ощущаем изысканный вкус настоящего пива".

Однако, странно, что местное пиво можно встретить в продаже в немногих магазинах города, в основном оно реализуется в торговом объекте расположенного на территории завода. Но ведь каждый раз добираться туда жителям центра города и отдаленных окраин нелегко.

По словам руководства завода, в скором времени для улучшения реализации продукции планируется открытие как минимум двух фирменных торговых объектов.

А пока Цхинвальский пивзавод к очередному празднику - Дню независимости - наварил для населения и многочисленных гостей три тонны этого игристого, освежающего, с хмелевым ароматом и приятным горьковатым вкусом напитка.


  • Главная
  • ИА "Рес" сообщает
  • Официальные документы
  • Ссылки
  • Гостевая книга


  • © 2005 Южная Осетия
    E-mail: southosetia@mail.ru            southosetia@yandex.ru

    Учредители:
    Журналистский коллектив, Парламент и Правительство РЮО

    Главный редактор
    Залина Цховребова